Пользовательского поиска
|
А.А.Леонтьев в одной из
своих работ пишет, что неотъемлемой частью деятельностного подхода в обучении
является идея интериоризации – движения «снаружи» «внутрь». Чтобы научить
ученика внутренним, теоретическим действиям, чтобы у него сформировались полноценные
навыки, и – главное – чтобы его учебная деятельность была самостоятельной и
творческой, надо идти от внешних, практических, материальных действий.
Изначально это положение было выдвинуто выдающимся российским психологом Петром
Яковлевичем Гальпериным и вошло в разработанную им теорию поэтапного
формирования умственных действий (известную также под названием «теории
управления усвоением»).
Но интериоризация – это не
просто движение снаружи внутрь. Об этом замечательно писал великий учитель
Гальперина – Лев Семенович Выготский.
В основе его теории лежит
идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему
происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное,
общественное. Речь идет не только о непосредственно коллективной деятельности,
например производственной. Карл Маркс писал, что даже и тогда, когда мы
занимаемся научной деятельностью – мы
заняты общественной деятельностью, потому что действуем как люди.
Материал для деятельности не только дан, в качестве общественного продукта, –
даже сам язык, на котором работает мыслитель, – но и бытие – есть общественная
деятельность.
Сознание маленького
ребенка рождается из его деятельности. Не индивидуальной, а совместной со
взрослыми: чтобы научить ребенка самостоятельно есть ложкой кашу, надо сначала
буквально водить его рукой. У обычного, нормального ребенка эта прямая
зависимость развития его психики от совместной деятельности не так заметна; но
она совершенно очевидна у слепоглухих детей.
Развитие деятельности,
сознания, самой личности ребенка предполагает интериоризацию его совместной (со
взрослым или с другим ребенком) деятельности. Даниил Борисович Эльконин считает
предметное действие единицей, в которой в нерасчлененном единстве представлены
социальное и операционно-техническая сторона.
Общее положение, которое отстаивал Выготский, формулируется им так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма