Пользовательского поиска
|
значит, что каждый ученик по очереди
вступает в содержательное общение со всеми своими соклассниками, являясь то их
учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все)
обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной
формой организации процесса обучения (КФО). В настоящее время эта форма
организации осваивается многими педагогами школ Российской Федерации. Особенно
интенсивно идет ее освоение, разработка новых методов и методик на ее основе в
школах Красноярска под руководством Красноярского краевого Центра повышения
квалификации педагогических кадров.
Под коллективным способом обучения
(КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не
групповая, а коллективная форма (описанная выше) становится определяющей,
системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного
процесса в школе и других учебных заведениях.
Наступает время, когда новые задачи
обучения и воспитания подрастающих поколений не могут быть решены без
коллективной формы организации учебных занятий и перехода всех школ и учебных
занятий на КСО. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем
материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить
работу, использовать при ем взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить
свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип
«отметочной безопасности», развить интерес к предмету. Использование опорных
сигналов (таблицы, схемы, образ мишени) облегчит запоминание изучаемого
материала.
На протяжении последних десяти лет
педагоги многих школ, особенно учителя начальных классов, с успехом применяют
на своих уроках разные приемы и методики совместной работы учащихся в парах
сменного состава. Мы имеем в виду взаимные диктанты, методику А.Г. Ривина
взаимообмен заданиями, методику М.Г. Булановской, прием Шаталова-Границкой,
взаимообмен темами, работу учащихся в парах сменного состава по вопросникам
(опросным листам) различные виды взаимопроверки и т.д. (Таблица 1).
Таблица
1
Характеристики основных методик коллективных способов обучения
Тип урока |
Особенности
методики |
Отличие от МР |
1.
Методика Ривина (МР) |
||
Изучение
нового. Изучение нового и первичное закрепление. |
Применима
для любой возрастной группы учащихся. Применима от 20 мину-г до двух уроков.
Требует умений читать, выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог. |
|