Пользовательского поиска
|
2.4. Методы и
формы экологического воспитания.
Содержание экологического воспитания
усваивается детьми в их основной деятельности: игра формирует опыт принятия
целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести
реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных
идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые
анализируют и корректируют сложившиеся у
детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее воспитатель
с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится
сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической
проблемы особую роль
приобретают методы,
стимулирующие самостоятельную деятельность. Задания и задачи направлены
на выявление противоречий во
взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о
пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную
деятельность дискуссии, способствуя
проявлению личного отношения детей к проблемам, знакомству с
реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
Игровая
деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов
деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята
участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически
грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор
дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за
состояние родной природы.
При
этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс
деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за