Пользовательского поиска

 

1.2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания

Проблема взаимоотношения  человека  и  природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

            Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,  т.е. на то, что все процессы в человеческом  обществе  протекают  подобно процессам природы.  Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".  Эпиграфом к  этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно,  без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,  следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

            Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие  педагоги как  Ж.-Ж.Руссо  (1762  год),  Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832г.).  Впервые швейцарский педагог- демократ  А.Гумбольд,  а  затем  французский  педагог  и  философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании  у  детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

            Против узкого практицизма и утилитаризма,  а  также  формального  изучения  и  бездушного  отношения к ней выступали русские просветители:  В.Г.Белинский  (1842 г.),  А.И.Герцен (1844 г.),  Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний  о  природе,  подчеркивая  их влияние на формирование моральных качеств личности,  которые определяют поведение детей в природе.

            Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.).  Следует отметить, что  познание объективного мира невозможно без познания экологических связей,  реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни,  надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ  диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления,  памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное  для  учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи,  взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение  же существующих в окружающем мире связей служит одним из  основных  звеньев  формирования  экологической  культуры школьников,  необ

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта