Пользовательского поиска

Посмотрите какие у березы тонкие веточки.

Послушайте стихотворение А. Прокофьева

                    Березка

Люблю березу русскую

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках

С красивыми застежками

С зелеными сережками

Люблю ее, нарядную

Родную, ненаглядную.

А теперь обойдем вокруг дерева. В июне, когда на нем появились цветочки их нужно собирать, та как они обладают целебными свойствами. Их высушивают, заваривают и пьют при простуде. Что это за дерево?

Посмотрите на ее ствол, он не такой же как у березы. У липы ствол почти черного цвета, а ветки раскидистые. Послушайте как липа говорит о себе: "Выросла я, липка тоненькой и гибкой. Береги меня!"

Посмотрите как много ягод у этого дерева! Вы узнали его?

Она растет у вас на участке. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: " Если много рябины, то зима будет холодная".

 

Послушайте стихотворение о рябине

 

Красненькую ягоду

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую, а она горчит

То ли эта ягода просто недозрела,

Толь рябина хитрая

Подшутить хотела?

Вы наверное пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые, кислые, а вот после крепких заморозков становятся слаще.

Ребята, поднимите вверх головы. Вы видите очень высокое дерево. Помните, когда мы были в лесу, то видели его - это сосна.

 

Сосны до небес хотят дорасти.

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосна похожа на ель, но у нее ветки раскидистые, а иголки длинные. На ней есть шишечки. Вспомните, как мы из них поделки делали.

        Загадка

Зимой и летом одним цветом.

 

Правильно, но эта загадка не только про ель, но и про сосну. Их иголки и зимой не теряют цвета. Сосна хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней хорошо дышится.

А это дерево хрупкое, тонкое. Вы должны его знать. Вспомнили, как оно называется?

Правильно, осина.

 

Зябнет осина

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару …

Дайте осине пальто и ботинки -

Надо погреться бедной осинке.

 

Обратите внимание на листочки осины. Какие они легкие, как они дрожат на ветру.

А этот кустарник встречается везде. Летом из его плодов вы делаете свистульки. Как он называется?

Цветы у акации желтые и очень приятно пахнут.

 

Сейчас я вам расскажу еще од одном кустарнике. Внимательно послушайте и попробуйте догадаться, что это за кустарник. Весной, когда на этом кустарнике расцветают цветы, все: дети и взрослые считают, сколько лепесточков в цветке. Если то-то насчитывает пять или больше, говорят, что он нашел счастливый цветок. Ветки этого кустарника красиво смотрятся в букете. Если не забывать менять воду в вазе, то букет будет стоять очень долго, и вы несколько дней можете вдыхать прекрасный аромат цветов. Куст привлекает к себе многих насекомых. В маленьких цветочках есть нектар, который они пьют. Цветы бывают сиреневые, лиловые, белые. Вы узнали его?

 

Конечно сирень. Вот и закончилась наша экскурсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липа.

 

 

 

 

 

 

 

Рябина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сирень.

 

«Аптека под ногами»

Цель: закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы; расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.

            Ход занятия.

Встречает детей Колобок.

Воспитатель,

колобок

Дети

Колобок: Здравствуйте дети. Я катился по полям, лугам, дорогам. Видел  много лекарственных растений. А как они называются не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Давайте поможем.

Прочитайте стихотворение Колобку: "Что растет?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто знает, как хранятся травы?

 

Что можно приготовить из сухих растений?

 

Правильно. Высушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их отправляют на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемых помещениях. И дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

 

А теперь поиграем в игру. Послушайте ее правила. Я вам показываю какое-нибудь растение, а вы рассказываете о нем все, что знаете.

Где растут?

Когда заготавливают?

При каких заболеваниях можно использовать?

 

 

 

Кто напомнит правила поведения при сборе лекарственных трав?

 

 

 

 

Послушайте задание. Я буду описывать растение, а вы должны найти его.

Листья узорные, голова белая. Используется в виде отвара, когда болит  горло.

 

Ищите у дороги, семена идут в стрелку. Применяется для остановки кровотечения из ран.

 

Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите ему, почему они называются лекарственными.

 

Давайте выпьем напиток, который приготовлен из трав. И постараемся определить, какие травы использовались.

 

 

 

Ромашка, тысячелистник, крапива, подорожник, душица.

 

На лугу растет ромашка,

Лютик - едкий, клевер - кашка.

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик

Хвощ - как елка.

А еще?

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых!

 

В коробочках, в пакетах, в брикетах.

 

Настойки, отвары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В полях, лугах, лесу, оврагах, у рек.

Ромашку - летом, крапиву - весной.

Ромашку или календулу при  ангине, подорожник на рану, душица, шиповник как витаминизированный чай.

 

 

Нельзя рвать много растений.

Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.

После сбора трав следует тщательно вымыть руки.

 

 

 

 

 

Ромашка.

 

 

 

Подорожник.

 

Употребляются для лечения разных болезней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«На лесной полянке»

Цель: показать детям многообразие животного мира; научить их наблюдать за жизнью в природе.

            Ход занятия:

Старичок - лесовичок

Дети

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно - " почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье лягушкою скок в ручеек

"Что?" Мышкой шныряет под листьями в норах

"Кто?" Ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит "Отчего?" на зеленом листке

"Куда?" Полетело верхом на жуке

"Зачем?" Вслед за ящеркой влезло на пень

Вопрос за вопросом и так целый день.

 

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

 

Давайте отправимся в лес. Не за грибами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов - и одно чудо за другим удивит вас.

 

Вот протяни руку и опавший листок вспорхнул и улетел. Кто это?

 

А вот, кто-то меж деревьев мелькает, с ветки на ветку перелетает.

 

А этот гриб как называется и почему?

 

В природе во всем строгий порядок, все в ней взаимосвязано. По своим непреложным законам живут и растения, и птицы, и насекомые, растения и животные.

 

Почему лиса, волк, филин и рысь охотятся, а заяц - нет.

 

Хищных зверей иногда называют  разбойниками, но в природе нет ни плохих зверей, ни хороших.

 

А как защищаются те, за кем могут охотиться. Что есть у оленя?

У черепахи?

У зайца?

 

Пчела?

Еж?

 

 

Но выживают самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Те, кто приспособился лучше всех.

 

Отправляясь в лес за чудесами пустым домой никогда не вернешься. Лесных чудес с каждой прогулкой будет все больше и больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабочка.

 

 

Это белка.

 

 

Подберезовик - под березами растет, а подосиновик - под осинами.

 

Потому что заяц травой и веточками питается, а остальные мясом.

Рога и копыта.

 

Панцирь.

Чуткие уши, быстрые ноги.

Жало.

Сворачивается клубочком, выставляя колючки.

 

 

«Цветной ковер»

            Цель: расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о цветах. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать эстетическое чувство.

            Ход занятия.

Воспитатель

Дети

«От рассвета до рассвета

По лугам гуляет лето,

По полям да по оврагам

Мерит даль неспешным шагом,

Босиком, в простой рубахе,

В рукавах – по певчей птахе,

На закатанных штанинах

Не заплаты – сок малины.

А за пазухою прячет

Дождь грибной да луг горячий»

 

«Давайте отправимся в удивительное путешествие по участку».

 

«Сколько здесь цветов прекрасных,

Что на зорьке расцвели,

И сегодня летним утром

К детворе гурьбой пришли»

 

 

Дети становятся в круг и исполняют песню «Цветики-цветочки»

С полянки встает Анюта (анютины глазки) и говорит:

«Что я слышала сейчас?

Пели песню вы про нас?

Я цветок Анюта-глазка…

К вам пришла от всех цветов.

Кто со мной, как будто в сказку

В мир цветов идти готов?»

Дети отвечают.

Воспитатель: «Мы все готовы следовать за тобой, Анюта»

 

Анюта:

«Если несколько секретов

разгадаете, друзья,

вот тогда покажет лето

вам цветущие поля…

ну, к примеру, кто ответит:

сколько всех цветов на свете?»

Много, много

Анюта:

«Ясен ваш ответ и прост –

столько, сколько в небе звезд». Анюта показывает иллюстрацию звездного неба и говорит: «Днем небо синее – вот такое (показывает на колокольчик). Ночью оно усеяно звездами, похожими вот на этот цветок (показывает одуванчик). А на полянке цветочки горят разными огоньками: красными, желтыми, белыми, синими.»

 

 

Игра «Найди цветок по цвету».

Анюта: «А это что за цветок, в котором есть все цвета: желтый, синий, белый, красный?»

Анютины глазки

Воспитатель случайно находит записку, читает: «Здравствуйте, ребята! Очень нам хочется поиграть с вами да посмотреть, кто из вас любознательный, а кто ловкий да быстрый. Вот наше первое задание вам: про вьюн и хмель скороговорку скажите, да ни разу не сбейтесь.

Около кола вьюн да хмель,

Вьются на плетень,

Вьются, плетутся, заплетаются,

Расперезавиваются»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, от кого записка?»

Анюта: «Это мои друзья цветы прислали»

Дети повторяют скороговорку.

Задание второе: повернитесь спиной к воротам, отмерьте 10 шагов, остановитесь, оглянитесь вокруг и найдите лекарственные растения. Кто назовет мне их?

Дети выполняют задание, называют календулу, ромашку, др.

Анюта: «Вижу я, что луговые цветы и травы вы хорошо знаете. А знакомы ли вы с садовыми цветами? Ну-ка, скажите, какие цветы растут на клумбе?»

Ирисы, тюльпаны, пионы, гвоздики и пр.

Анюта хвалит детей и прощается с ними.

Воспитатель еще раз проводит детей по поляне и предлагает вернуться домой.

 

 

«Огородная»

            Цель: уточнить и дополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, и как о продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

            Материал и оборудование: терка, сырой картофель, вода, тарелка, банка, крахмал, фотографии блюд из картофеля, две салфетки, одна из салфеток накрахмалена, косынка, фартук.

            Предварительная работа: рассматривание овощей, работа в огороде, экскурсия на картофельное поле. Выставка-конкурс «Вырастили своими руками». Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об овощах.

            Ход занятия.

 

Воспитатель

Дети

Занятие начинается с чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

 

Ребята, почему суп у хозяйки получился не плох?

 

Как вы думаете, какой овощ полезнее других?

 

Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?

 

Вот еще несколько пословиц:

Поел моркови – прибавилась капля крови.

Сахар зубы разрушает – морковь укрепляет.

Там, где нет мяса – свекла герой.

Лук – здоровью друг.

Лук семь недугов лечит.

 

Сегодня мы побываем в гостях у тетушки Даши. Она тоже любит овощи и знает о них много интересного, а еще она любит загадывать загадки, играть с ребятами.

 

Воспитатель надевает косынку, фартук и превращается в тетушку Дашу.

 

Я хочу вам рассказать об удивительном овоще. Отгадайте загадку, тогда узнаете о каком:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

 

Картошка известна всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Вот, например, знаете ли вы из чего картошка состоит?

Сейчас посмотрим.

(Сырой очищенный картофель натирает на терке, смешивает кашицу в баночке с водой, дает отстояться).

На дне банки образовался слой белого вещества. Что это?

Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно будет как мука.

 

(Предлагает посмотреть, потрогать, попробовать).

 

Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Что общего и чем отличается картофельная мука и мука, из которой пекут хлеб?

Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал?

 

Правильно, посмотрите, накрахмаленное белье красиво выглядит и долго не мнется.

(Показывает салфетку).

 

Вы, конечно, знаете, сколько труда надо вложить, чтобы сохранить семена, затем картофель посадить, чтобы собрать хороший урожай.

 

Картофель очень полезный овощ, из него можно приготовить много блюд: его жарят, варят, пекут.

(Показывает открытки).

 

Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Например, если простудился – подыши над паром сваренной картошки и легче станет. А еще, ребята, сырым картофелем лечат ожоги. Вот какой это удивительный овощ!

 

Однако, не только картофель, но и другие овощи обладают полезными качествами. Какими?

Спросите об этом маму, папу, друзей, а потом обязательно расскажите нам.

 

 

 

Потому что он был с овощами, а овощи вкусные и полезные.

Во всех овощах много витаминов, значит они все полезные.

 

Дети называют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картошка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заваривать кисель, крахмалить белье.

 

 

 

 

Подвижная игра «Посадка картофеля».

 

 

 

 

 

Игра «Как называется блюдо?».

 

 

«Санитары леса»

Цель: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для здоровья леса.

Ход занятия.

Старичок - лесовичок

Дети

Хотите ли вы узнать, как живут муравьи, чем занимаются, о пользе, которую приносят они  нашему лесу.

 

Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.

Жилище их не простое: в нем много входов и выходов, камер и коридоров.

Муравьи ведет активный образ жизни: с ранней весны до поздней осени.

Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, по весу превышающий его собственный.

 

А кто главный враг муравья?

 

Кабаны и человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить: муравейник - залог здоровья леса, не разрушайте его и не позволяйте делать это другим.

Лучше понаблюдайте за муравьями - одним из чудес природы, и вы увидите какие они труженики.

 

Чтение рассказа Л.Н. Толстого "О муравьях"

Что интересного вы узнали из рассказа о муравьях?

Как муравьи поняли, где стоит варенье?

Что сделал муравей  чтобы рассказать другим муравьям об этом?

Домашнее задание: найти загадки о муравьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Как  известно,  воспитание  тесно связано с обучением, поэтому воспитание,  основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями,  а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.     Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.  И в этом помогают уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того,  чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока,  заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки,  как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.

Если человек экологически воспитан,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

Библиографический список

1.                  Большая энциклопедия природы для детей. М.: гриф-фонд Межкнига, 1994.

2.                  Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.

3.                  Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1993.

4.                  Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1983.

5.                  Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней.//Дошкольное воспитание, № 1, 1993.

6.                  Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. М. : Знание, 1986.

7.                  Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

8.                  Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.

9.                  Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. С.А. Козловой. М.: Просвещение, 1985.

10.               Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.

11.               Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996.

12.               Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников.

13.               Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1985.

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта