Пользовательского поиска
|
работа
со старшими дошкольниками сводится к обучению чтению, письму и счету, чтобы
обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школьного обучения.
Отчасти это спровоцировано и самой учебной программой современной школы: она
составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета
времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от
своих более продвинутых одноклассников просто потому, что так составлена
программа начальной школы. Формирование же у ребенка соответствующей учебной
мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно – логического мышления,
ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом
лишь как побочный продукт обучения: все это должно сформироваться само собой,
по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так.
Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально
подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения
тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают ряд других трудностей
учебного порядка. К сожалению, у взрослых существует убеждение, что достижение
ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно
вести к возникновению и становлению
указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает
первокласснику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть
добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на
протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет
свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. К концу старшего
дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической
зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего
в школу: слабое речевое развитие, неразвитость тонкой моторики, неправильное
формирование способов учебной работы, отсутствие у детей ориентировки на способ
действия, слабое владение операциональными навыками, слабое развитие
произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля.
Личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Также необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь будет требовать от ребенка четкого выполнения определенных