Пользовательского поиска
|
обучению.
Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой
комплексной проблемой. В качестве составных компонентов психологической
готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная),
интеллектуальная и волевая готовность.
Личностная,
или мотивационная, готовность к школе включает стремление ребенка к новой
социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к
школе, к учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику. В известной
работе Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной (
Отношение
ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к
обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок
учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он
умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной
деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в
школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической
готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в
школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в
школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать
новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программой.
В исследовании Т.А. Нежновой изучалось формирование внутренней позиции
школьника. Эта позиция, согласно Л.И. Божович, является главным
новообразованием кризисного периода и представляет собой систему потребностей,
связанных с новой общественно значимой деятельностью – учением. Эта
деятельность олицетворяет для ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то
же время стремление ребенка занять социальную новую позицию школьника далеко не
всегда связано с его желанием и умением учиться.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно–потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике