Пользовательского поиска
|
оценивать
себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства
личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком,
неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
В
старшем дошкольном возрасте к видам деятельности добавляются игры с правилами и
возникают элементарные рефлексивные способности. Рефлексия- сосредоточение
сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Старшие
дошкольники от пяти до шести-семи лет не только осознают и руководствуются в
своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в
играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом
деятельности, например, учением и игрой, анализировать собственное поведение в
нем, давать оценки себе и окружающим людям.
1.1. Социальная ситуация развития
Отделение
ребенка от взрослого к концу раннего детства создает предпосылки для создания
новой социальной ситуации. Ребенок впервые выходит за пределы семейного мира и
устанавливает отношения с миром взрослых людей. Ребенок включается в мир
социальных отношений через взаимодействие со взрослым, который является
носителем общественных функций. Противоречие
социальной ситуации Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член
общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе
с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях
невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи
с миром. Наличие у ребенка всевозрастающей и усложняющейся познавательной
активности, наряду с отсутствием систематического обучения и обязательного
труда порождает своеобразную форму деятельности – ролевую, творческую игру,
реализующую в себе все основные для психического развития потребности:
познавательную потребность, потребность в общении и потребность в практическом
действии.
1.2. Игра как ведущая деятельность
Игра
дает возможность детям в воображаемой ситуации:
1) воспроизводить
те формы поведения и деятельности, которые, будучи для него привлекаемыми, еще
не доступны им в действительности, и тем самым познавать эти формы поведения и
овладевать ими.