Пользовательского поиска
|
познавательного
психического процесса, на диагностику которого он направлен, но и ряд других,
сопряженных с ним функций, уровень развития которых в значительной мере
определяет качество решения экспериментальной задачи. Таим образом, все показанные ребенком результаты взаимно
дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о
степени психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста и на
этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу.
В
эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 5 до 6 лет, это старший
дошкольный возраст. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики
демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно
отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и
имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе
интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Как только
непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он
перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает.
Поэтому мы заранее составили инструкцию и методику, позаботились о том, чтобы
все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно
интересно для него. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время
выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут. А
также основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным
психодиагностическим методом -
естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно
хорошо знакомая ребенку. Т.е. наилучшие результаты можно получить у детей,
наблюдая за ними в процессе занятий ведущей деятельностью – предметной игрой.
"Готовность
к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление
лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика
тестирования дает субъективную оценку.
Большинство применяемых нами методик позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десяти бальной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7