Пользовательского поиска
|
культивируемой иногда
"наукообразности" в изложении как призыв к отказу от научной
терминологии.
Историческое развитие теории обучения
Коменский Я.А.
Коменский был основоположником педагогики
нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания
детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”,
“Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.
Отличительной чертой
педагогических воззрений Коменского было
то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит
красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел
человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим
воспитанием”, где он, в частности,
развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается
после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить
юношество к будущему самовоспитанию и образованию.
Коменский в своих
сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей.
В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд
“О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его
способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что
представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается.
Коменский в основном стоит на позициях
аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие
теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому
мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от расы, сословия и пола
способен учиться и стать образованным человеком.
Говоря о развития в педагогическом наследии
Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных
дарований.
«Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница