Пользовательского поиска

другими. Это привело бы к "размыванию" педагогической теории обучения, что означало бы шаг назад в ее разви­тии.

Вопрос о понятийном составе дидактики тесно связан с вопросом о языке изложения хода и результатов иссле­дований и о научной терминологии. Любая развитая наука имеет определенный запас достоверных, всесторонне проверенных знаний, находящих свое выражение в однознач­но понимаемых терминах. Это позволяет каждому сле­дующему исследователю получать новые знания, опираясь на старые, не начинать каждый раз все сначала. Исследо­ватель не имеет права без специального всестороннего обоснования менять значение термина, отвергать обще­принятые утверждения.

На развитие дидактики влияют многие факторы. Осо­бенно сильно воздействие других научных дисциплин, из­учающих те или иные стороны обучения и образования в целом. Иногда в тот или иной термин вкладывается иной, заимствованный из обыденной практики, ненаучный смысл. Поэтому строгой упорядоченности в ее понятий­ном составе пока еще нет. В разных дидактических трудах можно встретить употребление одного и того же термина в разных значениях. Например, деятельность учителя назы­вают то преподаванием, то обучением. Говорят и об "обучении как особой форме познания", хотя на самом деле имеется в виду учение, то есть познавательная дея­тельность лишь одного из участников процесса обучения - ученика. Ничего хорошего в этом нет. Неточность в употреблении понятий и терминов приводит к запутан­ности, неясности изложения. Выработка строгой и одно­значной терминологии - это непреложное требование на­учной методологии. Это позволит как анализировать про­цесс обучения по отдельным его элементам, так и рас­сматривать в целом, как систему, в которой элементы свя­заны в единую структуру, где каждый из них выполняет определенную функцию. На основе упорядоченной поня­тийной системы, с учетом специфики дидактики, можно проникать в сущность дидактических концепций прошло­го и настоящего, проектировать процесс обучения с опре­деленными характеристиками.

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется в основном общеупотреби­тельными словами. Но, попадая в обиход науки, слова ес­тественного языка должны приобрести неотъемлемое ка­чество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной от­расли. Когда слово общеупотребительной лексики стано­вится научным термином, оно несет на себе отпечаток ог­ромного научного труда. Поэтому нельзя понимать спра­ведливый протест против искусственно

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта