Пользовательского поиска
|
другими. Это привело бы к
"размыванию" педагогической теории обучения, что означало бы шаг
назад в ее развитии.
Вопрос о понятийном
составе дидактики тесно связан с вопросом о языке изложения хода и результатов
исследований и о научной терминологии. Любая развитая наука имеет определенный
запас достоверных, всесторонне проверенных знаний, находящих свое выражение в
однозначно понимаемых терминах. Это позволяет каждому следующему
исследователю получать новые знания, опираясь на старые, не начинать каждый раз
все сначала. Исследователь не имеет права без специального всестороннего
обоснования менять значение термина, отвергать общепринятые утверждения.
На развитие дидактики влияют
многие факторы. Особенно сильно воздействие других научных дисциплин, изучающих
те или иные стороны обучения и образования в целом. Иногда в тот или иной
термин вкладывается иной, заимствованный из обыденной практики, ненаучный
смысл. Поэтому строгой упорядоченности в ее понятийном составе пока еще нет. В
разных дидактических трудах можно встретить употребление одного и того же
термина в разных значениях. Например, деятельность учителя называют то
преподаванием, то обучением. Говорят и об "обучении как особой форме
познания", хотя на самом деле имеется в виду учение, то есть
познавательная деятельность лишь одного из участников процесса обучения -
ученика. Ничего хорошего в этом нет. Неточность в употреблении понятий и
терминов приводит к запутанности, неясности изложения. Выработка строгой и
однозначной терминологии - это непреложное требование научной методологии.
Это позволит как анализировать процесс обучения по отдельным его элементам,
так и рассматривать в целом, как систему, в которой элементы связаны в единую
структуру, где каждый из них выполняет определенную функцию. На основе
упорядоченной понятийной системы, с учетом специфики дидактики, можно проникать
в сущность дидактических концепций прошлого и настоящего, проектировать
процесс обучения с определенными характеристиками.
В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда. Поэтому нельзя понимать справедливый протест против искусственно