Пользовательского поиска
|
единичное",
"противоречие", "причина и следствие", "возможность и
действительность", "качество и количество", "бытие",
"сознание", "практика" и др.
Дидактика как одна из
педагогических научных дисциплин пользуется общими понятиями педагогики:
"педагогика", "воспитание", "педагогическая
деятельность", "педагогическая действительность".
Кроме того, имеется группа
специфических понятий дидактики. К ним относятся: "преподавание и
учение", "учебный предмет", "учебный материал",
"учебная ситуация", "метод обучения", "прием
обучения", "учитель", "ученик", "урок" и др.
Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления
действительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере
развития науки.
Известно, что в современной
науке наряду с дифференциацией наук усилились и интеграционные процессы.
Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление
понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских
категорий. Широко применяются такие понятия и в дидактике, одной из функций
которой является объединение усилий разных научных дисциплин в научном
обосновании обучения. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное
дидактическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как
"система", структура", "функция",
"элемент", "оптимальность", "состояние",
"организация", "формализация".
Наконец, в дидактических
исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные
у смежных наук: психологии
("восприятие", "усвоение", "умственное развитие",
"запоминание", "умения", "навыки"), кибернетики
("обратная связь", "динамическая система").
Это не значит, что понятия, которыми пользуется дидактика, представляют собой неупорядоченную совокупность. Они выстраиваются в определенной системе. Специфические основные понятия (категории) дидактики отражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения дидактическими категориями являются "преподавание" и "учение", взятые в их единстве. Что касается понятий, заимствованных у смежных наук, они отражают отдельно взятые явления обучения. Описание этих явлений дает дидактике материал для теоретического осмысления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук как чуждые ей, у нас остался бы весьма бедный набор средств для отображения педагогической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия