Пользовательского поиска

единичное", "противоречие", "причина и следствие", "возможность и действительность", "качест­во и количество", "бытие", "сознание", "практика" и др.

Дидактика как одна из педагогических научных дис­циплин пользуется общими понятиями педагогики: "педа­гогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность".

Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуа­ция", "метод обучения", "прием обучения", "учитель", "ученик", "урок" и др. Все эти понятия находятся во вза­имосвязи, они подвижны и гибки, как те явления дей­ствительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки.

Известно, что в современной науке наряду с диффе­ренциацией наук усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного под­хода вызвали появление понятий, общих для многих част­ных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в дидактике, од­ной из функций которой является объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании обу­чения. Вряд ли можно в наше время, проводя фундамен­тальное дидактическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как "система", структура", "функ­ция", "элемент", "оптимальность", "состояние", "органи­зация", "формализация".

Наконец, в дидактических исследованиях можно вы­делить и понятия, заимствованные у смежных наук: психо­логии ("восприятие", "усвоение", "умственное развитие", "запоминание", "умения", "навыки"), кибернетики ("обратная связь", "динамическая система").

Это не значит, что понятия, которыми пользуется дидактика, представляют собой неупорядоченную совокупность. Они выстраиваются в определенной системе. Спе­цифические основные понятия (категории) дидактики от­ражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения дидактическими категориями являются "препо­давание" и "учение", взятые в их единстве. Что касается понятий, заимствованных у смежных наук, они отражают отдельно взятые явления обучения. Описание этих явле­ний дает дидактике материал для теоретического осмыс­ления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук как чуждые ей, у нас остался бы весьма бедный набор средств для отображения педаго­гической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта