Пользовательского поиска
|
не самоцель. Она служит
основой для практической деятельности, дает возможность ее направлять,
преобразовывать и совершенствовать. Когда ученый переходит от отображения
обучения к его конструированию, он осуществляет конструктивно-техническую функцию дидактики. Понятно, что обе
функции взаимосвязаны. В основу конструктивно-технической деятельности должны
быть положены результаты осуществления научно-теоретической функции. С другой
стороны, преобразованная действительность становится объектом дальнейшего
изучения.
В решении своих задач
общая дидактика использует достижения других наук. Пользуясь данными
психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся,
формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны
быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение
учебными умениями и навыками, креативность. Из той же науки дидактика
заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития.
Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых
обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных
действий. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих
законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует
социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по
проектированию содержания образования. Определенные философские представления
служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.
Какими же категориями и
понятиями оперирует общая дидактика? В понятиях, которыми пользуется каждая
наука, отражаются накопленные человеческим обществом знания. Все научные
понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е.
специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость выделения
особой группы понятий - общенаучных. Дидактика пользуется понятиями,
принадлежащими всем этим группам.
Философские категории, отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не пользуясь словами "сущность" и "явление". Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии. К числу таких категорий относятся: "связь", "общее и