Пользовательского поиска

не самоцель. Она служит основой для практической деятель­ности, дает возможность ее направлять, преобразовывать и совершенствовать. Когда ученый переходит от отображе­ния обучения к его конструированию, он осуществляет конструктивно-техническую функцию дидактики. Понятно, что обе функции взаимосвязаны. В основу конструктивно-технической деятельности должны быть положены резуль­таты осуществления научно-теоретической функции. С другой стороны, преобразованная действительность стано­вится объектом дальнейшего изучения.

В решении своих задач общая дидактика использует достижения других наук. Пользуясь данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся, формирует конечные цели обучения в виде ха­рактеристик тех качеств, которые должны быть достигну­ты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития. Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операци­онных действий. Философия ориентирует в общих вопро­сах, дает знание наиболее общих законов развития челове­ка, природы и общества. От того, как исследователь трак­тует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.

Какими же категориями и понятиями оперирует об­щая дидактика? В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отра­жаются накопленные человеческим обществом знания. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость вы­деления особой группы понятий - общенаучных. Дидак­тика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Философские категории, отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, по­могают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не пользуясь словами "сущность" и "явление". Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии. К числу таких категорий относятся: "связь", "общее и

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта