Пользовательского поиска
|
Раскрыли
историческую значимость педагогических учений М. Монтеня, Я. А. Коменског и
Ж.-Ж. Руссо. Они внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах
они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип
природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея
нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех
великих педагогов, это – теория обучения.
Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая
дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и
другие. Если в работах Монтеня обучения
носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах
дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и
когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать
первооткрывателями, первопроходцами в области обучения. Они оставили за собой
колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития изучаются
и практикуются и по сей день.
В третьем вопросе
определили, что обучение характеризуется целенаправленностью, т.е. заданностью
результатов в ограниченных пространственно-временных рамках, управляемостью,
дискретностью. Школа как образовательный институт перспективна и жизнеспособна
в том случае, если линия ее развития соотносится со стратегией развития и
саморазвития образования. И чем больше логика управления образованием (как
объектом) учитывает логику саморазвития образования (как субъекта), тем более
устойчивой будет система обучения (образовательного института, образования в
стране, регионе).
Приоритетность
субъект-субъектных отношений и их влияние на специфику других отношений
позволяют прогнозировать следующую проблематику философско-дидактических
исследований:
1) самоидентификация и
самопознание сквозь призму образования (обучения, содержания образования);
2) соотношение научного и
учебного познания в образовательном процессе;
3) познание и самопознание в структуре человеческой деятельности как
предмет философско-дидактического осмысления;
4) соотношение логики
управления образованием и логики его саморазвития в условиях стабилизации
общества и в условиях динамично меняющегося общества. Выбор стратегии.