Пользовательского поиска
|
ценностная сторона
педагогической деятельности, а также развитие остаются за пределами этих
понятий. Возможны и другие трактовки дидактики. Например, ее иногда трактуют
как посредующее звено между психологией как истинным основанием педагогики и
практикой обучения. Но это уже не педагогический, а психологический взгляд на
эти теории и то, что в них отражается. Можно встретить и другие трактовки.
Итак, дидактика - это
педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Здесь
важно то, что это - одна из педагогических научных дисциплин, отрасль науки
педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху
нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку,
на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный
эффект тех или иных форм, методов, средств обучения "на
глазок". Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания,
прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых
учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в
ее осмыслении с позиций науки.
Неправильно, однако, было
бы понимать это так, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное
решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается
через преодоление трудностей и противоречий. Не о рецептах в данном случае
идет речь, а о том, что эта наука дает учителю материал для размышлений о
собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и тем самым
помогает ему улучшить дело. Дидактика рассматривает свой объект - обучение в
первую очередь как особый вид
деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры,
или, что в определенном смысле то же самое, социального опыта. Специфическим
для этой деятельности отношением лежащим в основе ее теоретического анализа с
позиций педагогики, является отношение
преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в
единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они
объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она
включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика. Для
дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и
процессуальной сторон обучения в их единстве.
Дидактика рассматривает
обучение в его единстве с воспитанием.