Пользовательского поиска
|
свертыванию. Каждый раз,
когда приходится осваивать новую информацию, обучаемый вынужден создавать для
ее переработки специальный инструментарий, основу которого составляют
наработанные ранее интегрированные системы умственных действий.
Каким образом, сталкиваясь
с необходимостью овладения новой информацией, он управляет процессом
формирования сложных умственных действий? По-видимому, для всех обучаемых
приемлем подход, когда проблемная ситуация разбивается на более простые
эпизоды, а их решение основывается на типовых ситуациях применения умственных
действий и их системных образований. В типовой ситуации отражается множество
признаков из области возможного использования этих действий. Признаки
накапливаются по мере овладения новыми знаниями и умственными действиями и
формируются в мышлении в терминах накопленного знания.
Уточним здесь, что
означает свернутое действие. Это обобщенное действие, имеющее оптимальную меру
развернутости и освоенности. В плане поиска реальных путей реализации в учебном
процессе принципа рефлексии весьма перспективным представляется формирование у
обучающихся рациональных познавательных
действий, которые отнесем к числу интегрированных систем умственных действий,
призванных обеспечить обучающимся следующие преимущества:
-
усвоение учебного материала на минимальном числе факторов,
раскрывающих достаточно полно, его сущность;
-
реальную возможность выйти за рамки усвоенной информации;
-
экономное, исключающее любые перегрузки использование
потенциальных возможностей логического мышления и памяти;
-
уверенность учащихся в том, что учебный материал усвоен.
Суть понятия
"рациональное познавательное действие" разъясняют и дополняют такие
условия его формирования:
1)
системное представление новых знаний, допускающее их усвоение
обучающимися в свернутом виде (необходимо отказаться от известного шаблона в структурном
построении учебников, а также группировки правил и упражнений, которые
приводят к излишнему дроблению на части учебного Материала, подлежащему
целостному усвоению);