Пользовательского поиска
|
обучающегося
самостоятельного завершения работы по формированию системы знаний, умений и
навыков, осмысления тех алгоритмов и правил, в согласии с которыми он действует.
Технологическую
основу вышеназванного метода составляют процедуры свертывания знаний и
формирования рациональных познавательных действий. Имеется в виду мыслительный
процесс, реализуемый той или иной комбинацией умственных методов, в результате
чего происходит генерализация знаний, объединение объектов (процессов,
отношений, схем рассуждений и т.д.) в целостную мыслительную конструкцию.
Процедура свертывания
знаний включает некий логический конструкт, который и представляет возможность
обучающимся усваивать на педагогически допустимом уровне обобшенные способы
ориентации и действий классе задач, принадлежащих конкретно области знаний.
Алгоритм структурирования учебного материала в соответствии требованиями
принципа рефлексии и условиями формирования свернутых знаний предполагает
следующие процедуры:
1)
выделение средствами теории графов ведущих знаний дисциплины
вместе с логическими взаимосвязями;
2)
моделирование ведущих
знаний в символически графической или другой форме;
3)
преобразование модели
ведущих знаний с целью выделения общих системных понятий и отношений и их
взаимосвязей (проектирование логического конструкта);
4)
формирование общих способов познавательной деятельности,
характерных данной области научных знаний;
5)
построение системы частных
задач, решаемых общими способами;
6)
оценивание усвоения обучающимся общего способа решения данного
класса познавательных задач.
Материалы самоанализа выполнения сложных проблемных заданий, который выполняли студенты, позволяют предположить, что в процессе познавательной деятельности используются сложные интегрированные системы умственных действий. Имеется в виду не просто множество известных человеку базовых умственных действий (абстрагирование, обобщение, упорядочение и т.п.), а некое новое сложное умственное действие, включающее использование, в частности, базовых знаний. По мере их углубления эти интегрированные системы умственных действий непрерывно развиваются, подвергаясь дальнейшему обобщению и