Пользовательского поиска

Оптимизационные методы дидактики

Методы дидактики, имеющие целью осу­ществить оптимизацию ведущих звеньев процесса обучения, повысить его педагоги­ческую эффективность при сокращении затрат времени учащимися и преподавате­лями, должны удовлетворять следующим критериям:

-                    гарантировать достижение каждым обу­чающимся более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными системами;

-                    сокращать нормы времени на аудиторную (классную) и самостоятельную (домашнюю) работу, отводимые на изучение тем;

-                    создавать реальные условия, способству­ющие самоактуализации и самореализации личности;

-                    не допускать психической и физиологи­ческой перегрузки.

Этим критериям удовлетворяют сле­дующие методы дидактики: проблемного обучения, свернутых информационных структур, нелинейного структурирования учебного процесса, дистанционного обуче­ния. Полагаем, что практическая реализа­ция каждого из них в учебном процес­се обеспечит создание соответствующей специфической системы обучения со своими содержанием, методами и средст­вами.

К настоящему времени из четырех на­званных методов наиболее продвинутым является проблемное обучение. «Проблем­ным, - пишет М.И.Махмутов, - мы называем обучение не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и ре­продуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащими­ся упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения».

Принимая во внимание то, что в моно­графии Махмутова М.И. весьма детально рассмотрены структура и содержание проблемного обучения, ограничимся указа­нием на его существенный недостаток, связанный с невысоким уровнем техноло­гичности: процедуры метода, как правило, не поддаются четкой алгоритмизации.

Среди четырех сформулированных нами методов ведущие позиции принадлежат методу свернутых информационных структур, теоретическая концепция кото­рого базируется на принципе рефлексии: учебное задание требует от

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта