Пользовательского поиска
|
функцию, но главное его
назначение - быть средством развития ученика, способствовать его воспитанию и
самовоспитанию. Возможности обучения - в том, насколько оно реализует функции
образования, развивая ученика.
Между образованием и
обучением существуют не только содержательно-образовательные отношения, но и
функциональные, и исторические. Покажем - бегло - функциональные отношения
между ними. Так, образование характеризуется автономностью, надситуативностью,
логикой саморазвития, непрерывностью.
Обучение характеризуется
целенаправленностью, т.е. заданностью результатов в ограниченных
пространственно-временных рамках, управляемостью, дискретностью. Школа как
образовательный институт перспективна и жизнеспособна в том случае, если линия
ее развития соотносится со стратегией развития и саморазвития образования. И
чем больше логика управления образованием (как объектом) учитывает логику
саморазвития образования (как субъекта), тем более устойчивой будет система
обучения (образовательного института, образования в стране, регионе).
Приоритетность
субъект-субъектных отношений и их влияние на специфику других отношений
позволяют прогнозировать следующую проблематику философско-дидактических
исследований:
1) самоидентификация и
самопознание сквозь призму образования (обучения, содержания образования);
2) соотношение научного и
учебного познания в образовательном процессе;
3) познание и самопознание в структуре человеческой деятельности как
предмет философско-дидактического осмысления;
4) соотношение логики
управления образованием и логики его саморазвития в условиях стабилизации
общества и в условиях динамично меняющегося общества. Выбор стратегии.
Подводя итог сказанному,
следует заметить, что философия образования способна задать лишь общую канву
построения конкретной концепции образования, но не создать полностью саму
концепцию, включающую в себя помимо общих положений такое содержание, которое
учитывает пространственно-временные, исторические, конкретные социальные
морально-этические, узкопрофессиональные и многие другие особенности феномена
образования. Толковую, практически значимую концепцию образования должны
создать не профессиональные философы, а философски грамотные дидакты. Но
лучше, если они объединят свои силы.