Пользовательского поиска
|
самопознания субъекта, ибо
жизнеспособность общества находится в прямой зависимости от самопознания... На
повестке дня - необходимость создания надежного социального механизма
самопознания". Таким образом, в свете гуманистической парадигмы
образования и, соответственно, обучения главное дидактическое отношение все
более открывается нам своим нелинейным характером.
Другое качество содержания
образования как БИС - возможность восходить в процессе обучения к общезначимым
человеческим ценностям: к Истине (в познавательной деятельности) к
человеческим добродетелям, к Человеку как ценности (в ценностно-ориентационной
деятельности), к Общению (в коммуникативной деятельности), к Творчеству (в
трудовой), к Красоте (в эстетической) и Здоровью (в физической деятельности).
В бинарной интегративной системе интегрирован ответ на главный вопрос
дидактики: "Чему и как учить?", который традиционно ставился перед
теорией и практикой (перед учителем). Теперь этот вопрос обращен к ученику,
вернее, им самим к себе: "Чему и как учиться?", и ответ на него,
конечно, всегда носит индивидуально-личностный характер, что еще раз указывает
на его субъектную позицию и в обучении, и в образовании. Образование же далеко
не всегда имеет в своей основе главное дидактическое отношение в прямом виде
(например, самообразование). Таким образом, в рамках классической парадигмы
наук (философии, дидактики) имеет место классический тип научной рациональности
(т.е. линейный). Нелинейность отношений
на основе мысленного взвешивания ценностей (их иерархии), где первичными
выступают субъект-субъектные отношения, которые определяют специфику других
отношений ("субъект - объект",
"объект - субъект",
"объект - объект"), требует иного - неклассического, нелинейного типа научной рациональности, которая
может служить методологией другой науки в ее неклассическом виде. Это со
всей очевидностью относится и к дидактике.
Отношения "учитель - ученик" могут состояться только на основе диалога, т.е. рефлексивного взаимодействия. Общение и самопознание дают возможность людям осуществлять культурно-историческую, миссию: познавать и действовать (отношения "объект - субъект" и "субъект - объект"). В свете развивающихся новых представлений о личностной ориентации обучения и образования наиболее вероятным видится и объект дидактики: образование - обучение - отношения между ними как ценность в динамике ее развития. Различие между образованием и обучением - на уровне ценностного смысла: обучение как средство (как и любое средство) не может быть самоценностью. Оно выполняет образовательную