Пользовательского поиска

самопознания субъекта, ибо жизнеспособность общества находится в прямой зависимости от самопознания... На повестке дня - необходимость создания надежного соци­ального механизма самопознания". Таким образом, в свете гумани­стической парадигмы образования и, соот­ветственно, обучения главное дидактиче­ское отношение все более открывается нам своим нелинейным характером.

Другое качество содержания образования как БИС - возможность восходить в процессе обучения к общезначимым чело­веческим ценностям: к Истине (в познава­тельной деятельности) к человеческим добродетелям, к Человеку как ценности (в ценностно-ориентационной деятельности), к Общению (в коммуникативной деятельно­сти), к Творчеству (в трудовой), к Красоте (в эстетической) и Здоровью (в физиче­ской деятельности). В бинарной интегративной системе интегрирован ответ на главный вопрос дидактики: "Чему и как учить?", который традиционно ставился перед теорией и практикой (перед учите­лем). Теперь этот вопрос обращен к уче­нику, вернее, им самим к себе: "Чему и как учиться?", и ответ на него, конечно, всегда носит индивидуально-личностный характер, что еще раз указывает на его субъектную позицию и в обучении, и в образовании. Образование же далеко не всегда имеет в своей основе главное ди­дактическое отношение в прямом виде (например, самообразование). Таким обра­зом, в рамках классической парадигмы наук (философии, дидактики) имеет место классический тип научной рациональности (т.е. линейный). Нелинейность отношений на основе мысленного взвешивания ценностей (их иерархии), где первичными выступают субъект-субъектные отношения, которые определяют специфику других отношений ("субъект - объект", "объект - субъект", "объект - объект"), требует иного - неклассиче­ского, нелинейного типа научной рацио­нальности, которая может служить ме­тодологией другой науки в ее некласси­ческом виде. Это со всей очевидностью относится и к дидактике.

Отношения "учитель - ученик" могут состояться только на основе диалога, т.е. рефлексивного взаимодействия. Общение и самопознание дают возможность людям осуществлять культурно-историческую, мис­сию: познавать и действовать (отношения "объект - субъект" и "субъект - объект"). В свете развивающихся новых представлений о личностной ориентации обучения и образования наиболее вероятным видится и объект дидактики: образование - обучение - отношения между ними как ценность в динамике ее разви­тия. Различие между образованием и об­учением - на уровне ценностного смыс­ла: обучение как средство (как и любое средство) не может быть самоценностью. Оно выполняет образовательную

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта