Пользовательского поиска
|
Усвоение содержания в виде
БИС отражает известный в психологии закон перехода интерпсихической функции деятельности
в интрапсихическую. Бинарная интегративная система содержания образования как
новое теоретическое знание позволяет установить динамичные отношения между
образованием и обучением - онтологически, деятельностно, функционально. Что
является показателем научной новизны в данном случае. Интегративное значение
должно привнести новое качество в
известный нам объект, т.е. в содержание образования, и в те объекты, в которых
оно функционирует. Теперь содержание образования, представленное как целостная
система, обнаруживает и все свойства системы: предметность и структурность,
функциональность, историчность как динамику развития. Оно имеет методологические
характеристики: свойства и структуру (предметность), закономерности
функционирования (историчность) и функции (функциональность). Свойства содержания
образования - это гуманитарность, открытость, потенциальная диалогичность,
динамичность, полифункциональность. Закономерности его функционирования состоят
в том, что с повышением наукоемкости человеческой практики нарастает его
динамичность; образовательный эффект зависит от самопознания личности. Функции
содержания образования - обеспечение грамотности и предупреждение функциональной
неграмотности, профессиональное самоопределение человека, его приобщение к
культуре, функция самопознания. Полученное знание позволило сформулировать
принципы его конструирования и реализации в обучении и образовании.
Содержание образования, таким образом, может осваиваться в системе главного дидактического отношения "преподавание - учение", и тогда это отношение отчетливо приобретает не бинарный (линейный), а сложный нелинейный характер. Линейность главного дидактического отношения задана отношениями "субъект - объект" и "объект - субъект" (как мы помним, это деятельность и познание). Однако в обучении деятельность ученика направляется деятельностью учителя и первичными выступают субъект-субъектные отношения, результатом которых изначально является взаимопонимание как фрагмент, момент самопознания. Это взаимодействие двух субъектов никогда не может быть сведено к одному совокупному субъекту для установления субъект-объектных отношений в классическом смысле этой бинарности. Субъект-субъектные отношения первичны между людьми в любой деятельности, как феномен, отличающий род человеческий (самопознание и общение). Абдеев Р.Ф. напрямую связывает самопознание субъекта с жизнеспособностью общества: "Еще важнее, - пишет он, - значение