Пользовательского поиска
|
("субъект -
объект" и "объект - субъект"). Ценностно-смысловой аспект
содержания образования связан с развивающими личность возможностями и кроется
в ответе на вопрос "чему учить?". Учить знаниям, умениям, навыкам как
главному результату школьного образования (а навык, как известно,
"гасит" ценностное отношение) или осваивать такой состав содержания
всечеловеческого опыта в его педагогической адаптации, который отражает всю
его социокультурную полноту? Ответ на поставленный вопрос впервые дала теория
содержания образования, разработанная в 70-80-е гг. в лаборатории общих проблем
дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. Сейчас она достаточно известна.
Главным источником (онтологическим основанием) содержания образования в данной
теории выступает знание о социокультурном опыте во всей его полноте, т.е.
социальная, материально- практическая и духовная деятельности, поскольку они
дают представление о потребностях общества, его целях и ценностях, т.е. внешних
факторах, влияющих на отбор содержания образования. Согласно этой теории,
содержание образования представляет собой четырехэлементную систему,
включающую: а) знания о природе, обществе, человеке, технике, способах
деятельности, искусстве;
б) способы деятельности
(умения и навыки), овладение которыми помогает сохранять и воспроизводить
добытое человечеством, культуру;
в) опыт творческой деятельности;
г) опыт
эмоционально-ценностного отношения к действительности, к людям, к себе.
Эта теория впервые
показала место знаний, умений и навыков в структуре содержания образования и
тем самым - отличие содержания образования от содержания обучения при их
взаимности. Эта теория дифференцировала само понятие "содержание
образования" как пятиуровневую систему, выделив: 1) теоретический уровень
его описания;
2) уровень учебного предмета (учебной
программы, учебного плана), который с полным основанием можно назвать
нормативным;
3) уровень учебника, в котором
конкретизировано содержание образования в виде учебного материала;
4) уровень его реализации, или обучения в виде
главного дидактического отношения "преподавание - учение";
5) уровень ученика, или личностный уровень.
Главная
заслуга этой теории заключается в обосновании инвариантного состава содержания
образования.