Пользовательского поиска

("субъект - объект" и "объект - субъект"). Ценност­но-смысловой аспект содержания образова­ния связан с развивающими личность возможностями и кроется в ответе на вопрос "чему учить?". Учить знаниям, умениям, навыкам как главному результату школьно­го образования (а навык, как известно, "гасит" ценностное отношение) или осваи­вать такой состав содержания всечелове­ческого опыта в его педагогической адап­тации, который отражает всю его социо­культурную полноту? Ответ на поставлен­ный вопрос впервые дала теория содер­жания образования, разработанная в 70-80-е гг. в лаборатории общих проб­лем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. Сейчас она достаточно известна. Главным источником (онтологическим основанием) содержания образования в данной теории выступает знание о социокультурном опыте во всей его полноте, т.е. социальная, материально- практическая и духовная деятельности, поскольку они дают представление о потребностях общества, его целях и ценностях, т.е. внешних факторах, влияющих на отбор содержания образования. Согласно этой теории, содержание образования представляет собой четырехэлементную систему, включающую: а) знания о приро­де, обществе, человеке, технике, способах деятельности, искусстве;

б) способы деятельности (умения и навыки), овладение которыми помогает сохранять и воспроиз­водить добытое человечеством, культуру;

в) опыт творческой  деятельности;

г) опыт эмоционально-ценностного отноше­ния к действительности, к людям, к себе.

Эта теория впервые показала место зна­ний, умений и навыков в структуре со­держания образования и тем самым - отличие содержания образования от содер­жания обучения при их взаимности. Эта теория дифференцировала само понятие "содержание образования" как пятиуровне­вую систему, выделив: 1) теоретический уровень его описания;

 2) уровень учебно­го предмета (учебной программы, учебно­го плана), который с полным основанием можно назвать нормативным;

 3) уровень учебника, в котором конкретизировано со­держание образования в виде учебного материала;

 4) уровень его реализации, или обучения в виде главного дидактиче­ского отношения "преподавание - уче­ние";

 5) уровень ученика, или личностный уровень.

 Главная заслуга этой теории заключается в обосновании инвариантно­го состава содержания образования.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта