Пользовательского поиска
|
памяти своего питомца, а
по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни
разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить,
понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”.
“Пусть его душе будет привита
благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения;
пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то
какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности,
места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.
“После того как юноше
разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее,
следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и,
какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже
развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем
собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему
подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги
в совершенно разжеванном виде.”
В этом заключаются основы
развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.
3. Некоторые вопросы развития и оптимизационные методы современной
дидактики
В последнее десятилетие в дидактике достаточно явно обозначились два противоречия: между теорией и практикой (дидактикой и практикой обучения) и внутри самой теории между образованием и обучением. В обучении по-прежнему усматривалось его функционально-инструментальное назначение, в то время как образованию присущ прежде всего ценностный смысл, хотя образование - это и процесс, и результат, и система, и деятельность. Так в объекте дидактики - обозначилась дивергенция смыслов. Одной из причин создавшегося положения, на наш взгляд, было отсутствие теории, в которой бы отражались и деятельностное (в том, числе и функционально-инструментальное), и ценностно-смысловое начала на общем для них онтологическом основании. Такой теорией, естественно, должна быть теория содержания образования, ибо первое условие и деятельности, и смысла - содержательность (знание, онтология). Деятельностный аспект содержания образования необходимо принимать во внимание, потому что и обучение, и образование заключают в себе активное познавательно-деятельностное отношение