Пользовательского поиска
|
Являясь противником
схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на
комментирование небольшого числа
признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую
сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды
Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память
механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности
мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти
не изучались.
Как и все гуманисты,
Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за
внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню,
должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое
образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой
эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были
восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания
перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного
влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода
основой теории естественного воспитания Руссо.
Главной идеей в теории
обучения по Монтеню является то, что обучение не мыслимо без установления
гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без
наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение
возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О
воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого
начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка,
предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему
изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,
иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему
самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу
чтобы он тоже слушал своего питомца. ”
Здесь Монтень следует
Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а
затем уже говорил сам.
“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям