Пользовательского поиска
|
В
семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения
еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как
естественное, причем обязательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты
детсадовских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за
праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества»,
объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например
такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники
игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом
сведениями о том, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой
рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода», сообщают, сколько
водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или
дали выпить их родители.
Одним
словом, программирование уважительного отношения к алкоголю как к обязательному
элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста.
В
процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты
оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с
потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у
ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его
потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный
факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого
человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким
образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего
алкогольного поведения.
Родителям
необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей
начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями —
даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя,
а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером.
Мировая статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем
потребления алкоголя родителями и злоупотреблениями спиртными изделиями их
детей. А ключевым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший
школьный и особенно подростковый возрасты.
1. Причины алкоголизации подростков
Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3—4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного