Пользовательского поиска
|
благоприятном
пути его индивидуального развития.
Все
мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях,
влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от
стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества,
«философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и
самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением
недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя,
токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно)
определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.
С
другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими
приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением,
которое обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса
самоопределения личности.
Подростковый
возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский,
прежде всего характеризующийся актуальным и активным процессом
самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам
нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному
самоопределению.
В
более поздних возрастах или у юношей, в достаточной мере самоопределившихся,
начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным
внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического
перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск
второго «Я», лишенного актуальных проблем первого. Это второе «Я» ускользает
от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в
состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то
отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном
уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако,
трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях,
разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в
реальности человек не видит.
Данные положения, основанные на теоретических положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической практике борьбы с алкоголизмом, а о тех мерах, которые уместно назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и государство эффективно забыли о социально-педагогической и социально-терапевтической роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных