Пользовательского поиска
|
воспитание
в широком смысле как многостороннее влияние среды на становление человека,
К.Д.Ушинский предпринял опыт создания педагогической антропологии и заложил
основы теории развития личности — основного фундамента педагогического знания.
И все же, несмотря на эти достижения, до А.С.Макаренко воспитание традиционно
понималось как воздействие на личность ребенка, как деятельность воспитателя.
Правды ради следует отметить, что К.Н.Вентцель, а вслед за ним П.П.Блонский
подвергали критике такой взгляд на воспитание. Но только Макаренко с
определенностью не противопоставляет воспитание и развитие детей, рассматривает
их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а
содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с
целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Это тонко подметил один из
исследователей педагогического опыта А.С.Макаренко И.Ф.Козлов. «В одном из
первых исследований педагогического творчества Антона Семеновича он пишет: «В
своей практической работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко исходил из
того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и
обязательно всякой деятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в
результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит
развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и
характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов,
формирование личности в целом»
Развитие
личности, по Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Не поняв
этого, мы не поймем главного в системе выдающегося педагога. Продолжая лучшую
традицию гуманистической педагогики Макаренко утверждает: жизнь — главный
воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации
этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно
гуманных отношений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации
воспитательного процесса.
Но
формула «жизнь воспитывает» у Макаренко имеет еще одно значение. Он поясняет
его так: бессмысленна всякая попытка отгородить ребенка от могучего влияния
жизни общества, народа и подменить этот естественный процесс домашней
дрессировкой. Воспитатель, если он хочет счастья ребенку, если он хочет
воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные
условия, пряча его от реальной действительности. Подлинный гуманизм не в этом.
Сверхзадача каждого воспитателя — родителя, педагога и взрослых людей вообще —
заключается в том, чтобы разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в
позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом,
никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова
макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее — значит понять главное в
педагогическом новаторстве Антона Семеновича.