Пользовательского поиска
|
и
самому сказать нужное сильное слово». Он написал такую книгу. В «золотой»
библиотеке педагогической литературы она всегда будет занимать первое место. В
1935 г. Макаренко переводится в Киев на должность заместителя начальника
отдела трудовых колоний НКВД УССР, а через два года переезжает в Москву, где
целиком; отдается литературной деятельности. Здесь он при участии жены создает
«Книгу для родителей», удивительный симбиоз художественных очерков,
публицистических эссе и педагогических раздумий. Антон Семенович пишет ряд
статей, часто выступает с лекциями: вместе они составили основной фонд его
научно-педагогических произведений.
О
двойственном отношении к Макаренко в те годы свидетельствует много фактов. Об
одном из них свидетельствует видный советский педагог Эле Исаевич Моноезон. «Он
работал тогда в Главном управлении школ Наркомата просвещения РСФСР и
пригласил А.С.Макаренко прочитать несколько лекций сотрудникам. Антон
Семенович в январе 1938 г. выступил с циклом лекций, известных теперь под названием
«Проблемы школьного советского воспитания», благодаря чему мы имеем возможность
изучать наиболее полное и систематическое изложение взглядов великого
педагога. Весьма показательно, что инициатор приглашения вскоре получил разнос
от самого наркома просвещения, причем в довольно резкой форме: «— Ты зачем
этого прожектера притащил?!».
Так
было... И если одни восторженно принимали Макаренко и становились его
последователями и учениками, то другие относились к нему просто враждебно. Что
поделаешь? Такова, очевидно, судьба многих подлинных новаторов, тех, кто
опережает свое время.
Работал
он в те годы, как, впрочем, и всю жизнь, много, не жалея сил. Непомерные
нагрузки, незаслуженная травля сделали свое дело. 1 апреля 1939 г. Макаренко
скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицино
Белорусской железной дороги. Он прожил всего 51 год.
2. Основные концепции педагогической
теории А.С. Макаренко. Личностный подход
Рассмотрим
теперь основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора.
На первом месте — проблема воспитания и развития личности. Из истории педагогики хорошо известно, что от того, как понималось воспитание тем или иным педагогом, во многом зависели его успехи в педагогической практике и теории. Так, исходя из понимания воспитания как упражнения естественных сил ребенка в процессе его жизни, Песталоцци создал прогрессивную для своего времени теорию элементарного образования. Понимая