Пользовательского поиска
|
была
развалена, значило сказать неправду. Это была беспризорщина и уголовщина под
крышей колонии. Кроме небольшой группы девочек, ребята воровали и пьянствовали,
в поножовщине сводили счеты, обижали и эксплуатировали малышей. Воспитатели по
ночам забирались в свои каморки, запираясь на всевозможные запоры. Короче
говоря, это, с позволения сказать, куряжское «сообщество» являло собой антипод
слаженному и организованному коллективу горьковцев, которых, кстати, было
всего-навсего 120 человек.
«Куряжская
операция» вошла в историю педагогики как разительный пример полного
превосходства макаренковской воспитательной концепции. Буквально через
несколько дней началось, говоря словами Антона Семеновича, «преображение». И
скоро от «куряжской малины» не осталось и воспоминаний. Просто колония имени
Горького зажила на новом месте. Теперь в ней было 400 воспитанников. Нельзя без
слез и душевного волнения читать страницы «Педагогической поэмы», посвященные
куряжской эпопее горьковцев! Начался новый подъем в жизни макаренковского
коллектива.
Сейчас
просто удивительно узнавать о том, что у Макаренко было немало противников
среди деятелей «соцвоса» (социального воспитания) Украины, — но они были,
ставили палки в колеса и ждали часа, чтобы нанести ему удар.
И
такой час наступил.
«В
начале 1928 г. журнал «Народный учитель» опубликовал статью Н.Ф.Остроменцкой о
колонии Горького. Надежда Феликсовна в 1926 г. три месяца работала в колонии
клубным работником и воспитателем. Она восторженно писала о работе Антона
Семеновича, но кое-что гиперболизировала и исказила. Горькому статья
понравилась. Он писал Антону Семеновичу: «...письмо Ваше получил вместе со
статьей Остроменцкой; читая статью, едва не разревелся от волнения, от радости.
Какой Вы чудеснейший человек, какая хорошая, человечья сила».
Макаренко,
прочитав статью, написал автору: «...От Вашей статьи мне, пожалуй, здесь не
поздоровится». И оказался прав.
Вскоре
на VIII съезде комсомола выступила Н.К.Крупская. Она резко отреагировала на
статью: «… Там введена целая система наказаний — за один проступок меньше, за
другой — больше. Там есть такие поступки, за которые полагается бить, и там
создалось такое положение, которое не может не возмущать до глубины души
каждого, не только коммуниста, но и всякого гражданина Советского Союза. Там
говорится, что воспитатель должен наказывать ученика, — он может бросить в него
счетами или набрасываться на него с кулаками, может бить палкой, прутом. Там
описывается сценка, как заведующий домом посылает провинившегося в лес для
того, чтобы он принес прутья, которыми «воспитатель» будет его хлестать.