Пользовательского поиска

собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовыва­ется у нас, — это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».

Но вспомним — первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сфор­мулировал великий и основной принцип — жизнь   образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что глав­ный путь развития естественных сил ребенка — их упражнение и применение на практике.

Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песта­лоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания?

Мне думается, это объясняется тем, что хотя творили педаго­ги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.

И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жиз­ни детей, но и открыл основную форму такой организации — воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в од­ном из своих художественных произведений он так сформулиру­ет этот вывод: «...Наш путь единственный — упражнение в пове­дении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимна­стики». А тогда, в 20-е годы, Антон Семенович со свои­ми товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться. Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жите­ли окрестных сел... Но главное, в этой дружной работе, коллек­тивных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачи­вался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу. Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще од­но открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диа­лектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь на­чинает показывать свои настоящие силы. Формы бытия свобод­ного человеческого коллектива — движение вперед, форма смер­ти — остановка».

Антон Семенович принимает предложение о переводе горьковской колонии под Харьков в Куряж. Это был очень рискованный шаг. Куряжская колония, в которой находилось 280 воспитанни­ков, к тому моменту была в ужасном состоянии. Сказать, что она

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта