Пользовательского поиска
|
собрании
сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал:
«Представление о школе, которое вырисовывается у нас, — это представление о
правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К
такой формуле приближается наше представление».
Но
вспомним — первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной
книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип —
жизнь образовывает. И, поясняя это
положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка —
их упражнение и применение на практике.
Несколько
отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко
независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона
воспитания?
Мне
думается, это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в
разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах:
это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о
судьбе каждого ребенка.
И
все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически
целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой
организации — воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном
из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «...Наш
путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический
зал для такой гимнастики». А тогда, в 20-е годы, Антон Семенович со своими
товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно
и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил
сказаться. Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на
рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители
окрестных сел... Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и
увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив
горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу. Так прошло 5 лет.
И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно
открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена
остановка в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая
чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен
стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает
показывать свои настоящие силы. Формы бытия свободного человеческого
коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка».
Антон Семенович принимает предложение о переводе горьковской колонии под Харьков в Куряж. Это был очень рискованный шаг. Куряжская колония, в которой находилось 280 воспитанников, к тому моменту была в ужасном состоянии. Сказать, что она