Пользовательского поиска
|
За
выпускную работу «Кризис современной педагогики» А.С.Макаренко получил золотую
медаль.
Глубоко
заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в
педагогической теории.
После
окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное
железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до
сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного
образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних
правонарушителей под Полтавой — впоследствии Детской трудовой колонией имени
А.М.Горького.
Не
случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им
учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах
Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония
морально-дефективных детей». Педагог потратил немало усилий, доказывая, что
малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах,
формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети,
только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том,
чтобы сделать их счастливыми. В практической реализации этой цели ему помогал
жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка
до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о
мучительных поисках самого Макаренко — неблагодарное занятие. Проще перечитать
«Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.
Прежде
всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога.
Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким
беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было
некогда: появились первые воспитанники. Все они сполна испили горькую чашу
беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части
был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать,
обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный
досуг.
И
именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович
приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую
суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики:
жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого
конкретного ребенка и есть его воспитание.
Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог — Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на