Пользовательского поиска
|
Педагогика
XXI века... Какой она будет?
Представить
это достаточно подробно и в полном объеме немыслимо. Да в этом и нет
необходимости. Но некоторые признаки ее видятся сегодня отчетливо и зримо.
Прежде
всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая
наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке
и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие
личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической
антропологией. К этому выводу ведет нас понимание воспитания — предмета
педагогики, которое высветил для нас А.С.Макаренко. Теория развития личности,
возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического
знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит
истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из
собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности
превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные
явления и факты, дающую им математически точные оценки.
Педагогика
— наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным
источником и главным методом добывания знаний о воспитании детей и его
законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко
рождалась не «в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а
в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И
нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере
развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте
нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач
воспитания и обучения будет развиваться и становиться все более практичной
педагогика XXI века.
Педагогика
в своем развитии выйдет на технологический уровень. Традиционные отделы любой
технологии — материаловедение и проектирование, производственные процессы и
оборудование, инструментарий и техника безопасности — появятся и в педагогике
в виде новых ее разделов. Так возникнет и общая теория целостного
воспитательного процесса, ориентированного на руководство развитием цельной
личности ребенка. Педагогика, вероятнее всего, откажется от «растаскивания»
человека на части по многочисленным видам воспитания: умственного, физического,
трудового, нравственного, эстетического и т.п. Откажется она и от составления
«вечных», «лучших», а поэтому никогда и нигде не пригодных программ
воспитания, но взамен этого даст воспитателям теорию проектирования личности на
основе знания законов ее развития и при учете конкретных общественных
потребностей, так называемого социального заказа.
Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства.