Пользовательского поиска

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Представить это достаточно подробно и в полном объеме не­мыслимо. Да в этом и нет необходимости. Но некоторые призна­ки ее видятся сегодня отчетливо и зримо.

Прежде всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией. К этому выводу ведет нас понимание воспитания — предмета педагогики, которое высве­тил для нас А.С.Макаренко. Теория развития личности, возраст­ного созревания детей непременно станет фундаментом педаго­гического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогиче­ского знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им мате­матически точные оценки.

Педагогика — наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным мето­дом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а так­же точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «в мучительных судорогах кабинетно­го ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагоги­ческого решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться и становиться все более практичной педаго­гика XXI века.

Педагогика в своем развитии выйдет на технологический уровень. Традиционные отделы любой технологии — материало­ведение и проектирование, производственные процессы и обору­дование, инструментарий и техника безопасности — появятся и в педагогике в виде новых ее разделов. Так возникнет и общая теория целостного воспитательного процесса, ориентированного на руководство развитием цельной личности ребенка. Педагоги­ка, вероятнее всего, откажется от «растаскивания» человека на части по многочисленным видам воспитания: умственного, фи­зического, трудового, нравственного, эстетического и т.п. Отка­жется она и от составления «вечных», «лучших», а поэтому ни­когда и нигде не пригодных программ воспитания, но взамен этого даст воспитателям теорию проектирования личности на ос­нове знания законов ее развития и при учете конкретных обще­ственных потребностей, так называемого социального заказа.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта