Пользовательского поиска
|
стал
составителем первого сборника избранных педагогических произведений Антона
Семеновича. Более 10 лет трудился он над книгой «Педагогический опыт
А.С.Макаренко», которая в полном объеме увидела свет только в 1987 г. — издательство
«Просвещение» выпустило ее к 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. Эту
книгу стоит прочитать каждому, кто хочет понять и осмыслить педагогическую
систему педагога-гуманиста. Автор не только дает систематическое изложение теории
воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия — важнейших
разделов учения Макаренко, но и на основе осмысления совокупности его идей
первым в истории педагогики глубоко и верно характеризует предмет педагогики —
воспитание как объективно-закономерное явление — и тем самым ставит точку в
споре: может ли педагогика считаться наукой.
Особо
следует сказать об Иване Андреевиче Каирове. Он был одним из тех профессоров,
кто приглашал Антона Семеновича писать учебник педагогики. Помните? В небольшой
книжечке «Слово о Макаренко. К 75-летию со дня рождения», выпущенной в 1963
г., он сам рассказывает об этом. В 1946 г., став президентом Академии
педагогических наук РСФСР, Иван Андреевич возглавил работу по подготовке к
изданию 7-томного собрания сочинений Макаренко, вышедшего в свет в 1950—1952
гг., а затем повторно — в 1957—1958 гг. С этого момента не только художественное,
но и научно-педагогическое наследие Макаренко становится доступным широкому
читателю. И факт этот переоценить невозможно.
Удивительна
судьба всех революционных открытий в науке. На пути ее развития они становятся
своеобразным перекрестком, миновать который в дальнейшем поступательном
движении научных идей практически невозможно. Мало того, они становятся,
образно говоря, мощным детонатором для взрыва новых научных идей. Так в
отечественной психологии открытия И.М.Сеченова стимулировали научный подвиг
И.П.Павлова, в педагогике идеи и опыт А.С.Макаренко дали толчок творчеству
В.А.Сухомлинского и других видных педагогов второй половины XX века.
Говоря
о последователях А.С.Макаренко, нельзя умолчать о Георгии Васильевиче Гасилове.
Сотрудник Наркомпроса РСФСР, директор школы, двух детских домов, в течение 17
лет руководитель районного отдела народного образования в Москве, он стал
неутомимым пропагандистом его опыта и идей. Его ученики — талантливые
директора московских школ Э.Г.Костяшкин, С.Э.Карклина, К.Н.Волков — стали
крупными учеными.
Помимо
названных выше это педагоги Е.Н.Медынский, В.Е.Гмурман, Э.И.Моноезон,
И.Ф.Свадковский, писатели и журналисты Ю.Б.Лукин, М.П.Павлова и многие другие.
Заключение