Пользовательского поиска
|
теории
нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа
педагогического новаторства А.С.Макаренко.
История
педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления
нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой «хорошей практики»...
Так складывались педагогические взгляды И.Г.Песталоцци, которого К.Д.Ушинский
называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича,
заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л.Н.Толстого, и
искренне преданного детям С.Т.Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона
Семеновича Макаренко.
Педагогический
опыт — неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения
научного знания, критерий его истинности. Для Макаренко таким источником стала
его работа в колонии имени А.М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского. К
этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи
опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.
Вспомним...
Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец
его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в
железнодорожном депо. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья
переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился
старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен
Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни
Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет
работать в родном училище.
Огромное
влияние на юношу оказало творчество А.М.Горького. Под его влиянием вершил он
свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого
Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь
прошла под знаком Горького», — напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания
с великим писателем».
Работая
учителем, Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его
внимание привлекают груды А.И.Пирогова, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, но
особенно глубоко изучает он работы К.Д.Ушинского. После 9 лет педагогической
деятельности Антон Семенович поступает в Полтавский учительский институт,
который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем
предметам. «В характеристике, составленной педагогическим советом института, о
нем сказано: «Макаренко А. — выдающийся воспитанник по своим способностям,
знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и
гуманитарным наукам, по которым очень много читал и представлял прекрасные
сочинения».