Пользовательского поиска

отцов. Это должно бы возбудить у отцов чувство от­ветственности перед детьми; должно бы - пора».           

Прошу прошения за обильное цитирование, но, мне кажется, оценки классика мировой литературы помогают лучше понять реальный гуманизм педагогики Макаренко.

 

5. Ученики и последователи А. С. Макаренко

Рассказ о Макаренко и его творчестве был бы неполным ес­ли не сказать о его учениках и последователях. Ведь Антон Семе­нович принадлежит к тем людям, жизнь которых в определенном смысле не заканчивается с их физической смертью. Их книги и дела продолжают творит добро, а ученики и соратники с еще большей энергией содействуют распространению и пропаганде новых идей. Вспомним - Макаренко при жизни не был признан как педагог и последние слова его были: «Я писатель Макаренко». И если сегодня мы являемся свидетелями мировою при­знания исключительного значения его творчества в педагогике, то этим обязаны самоотверженной борьбе и упорному труду ею последователей. О некоторых из них умолчать нельзя.

Семен Афанасьевич Калабалин был в числе любимых воспи­танников Макаренко. Все знают его как Семена Карабанова в «Педагогической поэме». Вместе со своей женой Галиной Кон­стантиновной он всего себя отдает заботе о детях лишенных семьи, работая в детских домах. Великолепный рассказчиц Семен Афанасьевич щедро откликался на приглашения выступить либо с публичной лекцией, либо с докладом в школах и на учительских совещаниях. Многие воспитатели «пришли» к Мака­ренко через С.А.Калабалина.

Виктор Николаевич Терский — в «Поэме» Перский — был талантливейшим педагогом, организатором клубной работы в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Это о нем сказал Макаренко: «Я дрожал, как бы у меня его не смани­ли». Он написал несколько прекрасных книг. Среди них особо выделяются «Клубные занятия и игры в практике А.С.Макарен­ко» (М., 1961) и написанная в соавторстве с О.С.Кель книга «Иг­ра. Творчество. Жизнь», выпущенная издательством «Просвеще­ние» в 1966 г. Можно смело утверждать, что в этих работах Вик­тора Николаевича — основы педагогики клубной работы.

И С.А.Калабалину, и В.Н.Терскому посчастливилось рабо­тать с Макаренко. Но были и другие его последователи, внесшие также значительный вклад в пропаганду и разработку его идей.

В мае 1940 г. научным сотрудником кабинета педагогики НИИ школ Наркомпроса РСФСР стал Иван Федорович Козлов, который за несколько дней до начала Великой Отечественной войны успешно защитил первую диссертацию об опыте Мака­ренко. Козлов

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта