Пользовательского поиска
|
отцов.
Это должно бы возбудить у отцов чувство ответственности перед детьми; должно
бы - пора».
Прошу
прошения за обильное цитирование, но, мне кажется, оценки классика мировой
литературы помогают лучше понять реальный гуманизм педагогики Макаренко.
5. Ученики и последователи А. С.
Макаренко
Рассказ
о Макаренко и его творчестве был бы неполным если не сказать о его учениках и
последователях. Ведь Антон Семенович принадлежит к тем людям, жизнь которых в
определенном смысле не заканчивается с их физической смертью. Их книги и дела
продолжают творит добро, а ученики и соратники с еще большей энергией
содействуют распространению и пропаганде новых идей. Вспомним - Макаренко при
жизни не был признан как педагог и последние слова его были: «Я писатель
Макаренко». И если сегодня мы являемся свидетелями мировою признания
исключительного значения его творчества в педагогике, то этим обязаны
самоотверженной борьбе и упорному труду ею последователей. О некоторых из них
умолчать нельзя.
Семен
Афанасьевич Калабалин был в числе любимых воспитанников Макаренко. Все знают
его как Семена Карабанова в «Педагогической поэме». Вместе со своей женой
Галиной Константиновной он всего себя отдает заботе о детях лишенных семьи,
работая в детских домах. Великолепный рассказчиц Семен Афанасьевич щедро
откликался на приглашения выступить либо с публичной лекцией, либо с докладом в
школах и на учительских совещаниях. Многие воспитатели «пришли» к Макаренко
через С.А.Калабалина.
Виктор
Николаевич Терский — в «Поэме» Перский — был талантливейшим педагогом,
организатором клубной работы в колонии имени Горького и коммуне имени
Дзержинского. Это о нем сказал Макаренко: «Я дрожал, как бы у меня его не сманили».
Он написал несколько прекрасных книг. Среди них особо выделяются «Клубные
занятия и игры в практике А.С.Макаренко» (М., 1961) и написанная в соавторстве
с О.С.Кель книга «Игра. Творчество. Жизнь», выпущенная издательством «Просвещение»
в 1966 г. Можно смело утверждать, что в этих работах Виктора Николаевича —
основы педагогики клубной работы.
И
С.А.Калабалину, и В.Н.Терскому посчастливилось работать с Макаренко. Но были и
другие его последователи, внесшие также значительный вклад в пропаганду и
разработку его идей.
В мае 1940 г. научным сотрудником кабинета педагогики НИИ школ Наркомпроса РСФСР стал Иван Федорович Козлов, который за несколько дней до начала Великой Отечественной войны успешно защитил первую диссертацию об опыте Макаренко. Козлов