Пользовательского поиска
|
конечно,
а тех, кто уже стал пьяницей. Делалось это но секрету...» Впрочем, прочитайте
сами этот отрывок на с. 111 — 112 и поразмыслите над ним. Вы поймете, что из
всех возможных решений в данной конкретной ситуации Макаренко выбрал
единственно верное. А это и есть гуманизм.
Макаренко
всегда творил с оптимистической гипотезой. И в этом его подлинный гуманизм.
«Педагогическую поэму» — вершину своего литературного творчества — он посвятил
Максиму Горькому. Великий русский писатель в июле 1928 г. посетил колонию его
имени. Дни, проведенные Горьким в Куряже, Антон Семенович назвал самыми
счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно,
уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого
Алексея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь
неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно
помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.С.Макаренко.
Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят
о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он — суровый по
внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и
зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных».
Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду
поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами
и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У
него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша,
сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.
На
собраниях командиров, когда они деловито обсуждают ход работы в колонии,
вопросы питания, указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные
небрежности, ошибки - Антон Семенович Макаренко сидит в стороне и лишь изредка
вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он
произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются
спорить с ним - как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью
четырьмя умней, чем все они».
Подытоживая уведенное в Куряже и других трудовых колониях Алексей Максимович скажет удивительно точные слова: «заведующий Бакинской трудовой колонией, - я забыл его фамилию – и А.С.Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже - все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего - это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответственность перед лицом детей. Бесчисленные трагедии нашего века возникнув на вулканической почве непримиримых классовых противоречий, убедительно рассказывают детям историю кровавых ошибок