Пользовательского поиска
|
мастерства.
Совершенно
ясно — из одних книг мастерства не почерпнешь. Для этого нужен упорный труд,
самостоятельный поиск и сотрудничество с опытными педагогами. Но чтобы эти
поиски и сотрудничество были успешными, надо знать, в каком направлении их
следует развивать. В отборе верных направлений движения к мастерству книги
Макаренко всегда будут добрым и незаменимым помощником молодого педагога. И
никогда на этом пути не следует забывать мудрого замечания Антона Семеновича о
том, что подлинный гуманизм в отношении людей, в отношении к детям состоит в
том, что надо мастерски, «блистая удачей», делать свое дело.
Педагогическое
творчество А.С.Макаренко — педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет
стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как
И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и С.Т.Шацкий. И нелишне еще раз
заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь
обездоленным детям. Сказано: по делам их узнаете их... На самый трудный
участок педагогического фронта — на спасение беспризорных детей подвигла судьба
Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи в
нашей стране. И он добился поразительных результатов.
4. Гуманизм в педагогической концепции
А. С. Макаренко
В
1994 г. увидела свет удивительная книга «Макаренковцы (Что сталось с теми, кого
воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый журналист Лев Алексеевич
Чубаров, который много лет изучал судьбы воспитанников Антона Семеновича. Вот
что он пишет: «Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством,
прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семеновича
Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы
войны, не покинул Родину в трудное для нее время; нет среди них ни подлеца,
ни труса, просто плохого человека.
Имею
моральное право судить о том, ибо знавал лично 700— 800 из трех тысяч, общался
с ними около сорока лет».
Это
ли не реальный гуманизм?
Один штрих лучше всего иллюстрирует реализм макаренковского гуманизма. «1 марта 1939 г. Антон Семенович выступил с лекцией по проблемам воспитания в лектории Московского государственного университета. Начиная с 1948 г. текст этой лекции неоднократно печатался в сборнике работ педагога и в собраниях сочинений. И до последнего времени всегда стыдливо опускалась значительная часть текста, где Макаренко рассказывает, как он учил своих воспитанников... пить водку. Да-да. Именно так. Не всех,