Пользовательского поиска
|
его
вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из
концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет
воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей,
организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим
организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но
этого мало.
Воспитатель
— всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их
мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это
очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо
работу, и другое — уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку.
Для этого нужно особое мастерство — мастерство наставника. Антон Семенович
хорошо это понимал. Однажды, готовясь к педсовету, на котором обсуждался
вопрос об организации клубной работы в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского, он на
машинке напечатал свои советы товарищам по работе, озаглавив их «Вроде
методического плана клубной работы».
Но
и этого мало. Любопытно, что свои советы, о которых только что шла речь, Антон
Семенович заканчивает очень актуальным пожеланием: «Языком болтать надо
умеренно и не больше примерно одной пятой всего времени занятий кружка». Какой
хороший совет для не в меру говорливых педагогов! Макаренко всегда резко
выступал против сведения воспитательной работы к воздействию на сознание
учеников путем разного рода разъяснений и поучений, «моральных проповедей». Но
это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя. Его
соратники вспоминают, как страстно и убедительно умел говорить Антон Семенович,
понимая, что воспитатель всегда пропагандист. И это еще одна составная часть
мастерства педагога.
И,
наконец, «педагогическая техника», или, как сейчас мы говорим, «мастерство
педагогического стимулирования». Воспитатель должен уметь влиять на детей
непосредственно. А для этого многое надо знать и уметь: надо верно оценивать
ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь
потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь увлечь перспективой и
многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих
чувств.
Таковы
основные слагаемые педагогического мастерства.
А.С.Макаренко утверждал: мастерство — это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической молодежи несет большую гуманистическую нагрузку. Сколько изломанных педагогических судеб и несостоявшихся жизненных планов из-за того, что молодые педагоги на начальном этапе своей работы не овладели мастерством! Можно смело сказать, что 99% всех наших неудач и просчетов на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического