Пользовательского поиска

коллектива выше, чем интерес от­дельной личности. Обратите внимание: в случае конфликта. А как же иначе? Ведь коллектив — это много личностей. Вообще же противопоставление коллектива и личности бессмысленно. И этому нам предстоит еще учиться у Антона Семеновича.

 

3. Педагогическое мастерство в понимании А. С. Макаренко

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руко­водство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспита­ния, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие — вот главная за­дача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководи­теля кружка и любого трудового и творческого объединения де­тей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А.С.Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно толь­ко это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значитель­ной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педа­гогических вузов появились кафедры педагогического мастерст­ва, а одноименные спецкурсы читаются чуть ли не во всех педа­гогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мас­терства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист — Василий Александро­вич Сухомлинский.

И все же опять следует признать, что макаренковская кон­цепция педагогического мастерства до сих пор не принята на во­оружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к ма­стерству педагогического воздействия.

Выступая однажды перед учителями, Антон Семенович ска­зал, что стал настоящим воспитателем, когда научился простень­кую фразу «иди сюда» произносить с 15—20 оттенками в голосе. Однако владение такой, с позволения сказать, актерской техни­кой не исчерпывает мастерства педагога, хотя и является одним из его элементов. Как мастерское владение напильником еще не делает слесаря, гак и выразительная демонстрация своих чувств еще не делает педагога мастером.

Мастерство педагога в понимании Макаренко — это слож­нейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем сто­ит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта