Пользовательского поиска
|
коллектива
выше, чем интерес отдельной личности. Обратите внимание: в случае конфликта. А
как же иначе? Ведь коллектив — это много личностей. Вообще же
противопоставление коллектива и личности бессмысленно. И этому нам предстоит
еще учиться у Антона Семеновича.
3. Педагогическое мастерство в понимании
А. С. Макаренко
Создание
сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества
педагогов и воспитанников, руководство его развитием составляет в логике
технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспитания,
та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс,
направлять его развитие — вот главная задача любого педагога, воспитателя,
директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого
объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.
А.С.Макаренко
первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он
сделал одно только это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значительной
фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педагогических вузов
появились кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются
чуть ли не во всех педагогических учебных заведениях.
И
как символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в
Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который
в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал
другой выдающийся педагог-гуманист — Василий Александрович Сухомлинский.
И
все же опять следует признать, что макаренковская концепция педагогического
мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется
узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к
мастерству педагогического воздействия.
Выступая
однажды перед учителями, Антон Семенович сказал, что стал настоящим
воспитателем, когда научился простенькую фразу «иди сюда» произносить с 15—20
оттенками в голосе. Однако владение такой, с позволения сказать, актерской
техникой не исчерпывает мастерства педагога, хотя и является одним из его
элементов. Как мастерское владение напильником еще не делает слесаря, гак и
выразительная демонстрация своих чувств еще не делает педагога мастером.
Мастерство педагога в понимании Макаренко — это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот