Пользовательского поиска
|
приписать
нельзя. Конечно, человек воспитывается и для людей, для своего народа и
человечества. Но, прежде всего, он воспитывается для себя, для своего счастья.
Не надо забывать эту деталь воспитательной программы, может быть, самую важную
в ней. И все же самое опасное в этой формуле — «воспитание через коллектив».
Во многих наших теориях и методиках она приобрела впоследствии такой вид:
педагог создает коллектив, который становится в его руках средством, орудием
воспитания личности. Педагог, таким образом, является творцом педагогического
процесса, личность — целью, коллектив — средством. Здесь уже все поставлено с
ног на голову. Во-первых, у Макаренко педагог не стоит над коллективом и
личностью. Он равноправный член коллектива, связанный узами товарищества со
всеми его членами. В этом деловом содружестве воспитатель, если и выделяется,
то только своей педагогической квалификацией, мастерством. Во-вторых, творцом
воспитательного процесса вместе с педагогами являются и дети, сам коллектив
учебно-воспитательного учреждения. Наконец, коллектив — также цель воспитания.
Об этом прямо говорит Антон Семенович.
Личность
и коллектив — одна из важнейших проблем философии. Споры идут до сих пор.
Совсем недавно, с началом социально-экономических преобразований в нашей
стране, мы неоднократно слышали заявления о том, что личность — высшая
ценность и в этом, дескать, и состоит гуманизм. А ведь никто из истинных
гуманистов ничего подобного не говорил. Формула гуманизма: «Человек — высшая
ценность». Но ведь человек — это не только личность. Человек — это и личность,
и семья, и народ, и человечество, и, конечно, коллектив. «Человека вообще», вне
сообщества людей, нет и не может быть. И все это те человеческие ценности,
которые нельзя противопоставлять друг другу. Это было бы все равно что
противопоставлять часть целому и наоборот. И когда некоторые авторы начинают
утверждать, что Макаренко был апологетом «коллективистского» воспитания,
хочется сказать им: «Полноте, откройте книги великого педагога. Вы увидите: для
Макаренко нет дилеммы — личность или коллектив. Его идеал — гармония личности
и коллектива. Коллектив не безликая серая масса, а живое развивающееся
содружество товарищей, объединенных общим делом, живой организм, живущий по
своим законам». Наш современник, философ, социолог и психолог Эрик Фромм
задается вопросом: человек — волк или овца? Но вопрос так не стоит: либо стая,
либо стадо... Человек — личность, но становится он ею только в семье, в
коллективе, в своем народе. К пониманию этого Макаренко шел педагогическим
путем, но он вернее и правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для
нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему.
Выхватывают у Макаренко его высказывание о том, что в случае конфликта интересы