Пользовательского поиска
|
внимание:
«счастлив»! Может ли быть поставлена более гуманная задача, нежели воспитать
счастливого человека?
Кроме
того, Макаренко принадлежит удивительно лаконичная, но очень важная формула:
«Человек не воспитывается по частям».
Кажется,
Л.Н.Толстой сказал: все великие истины просты.
Вот
так просто сформулировал Антон Семенович основной закон развития личности,
исходя из которого, он подошел к построению общей программы. Она представляет
собой предельно лаконичную и в то же время конкретную характеристику личности
воспитанника, причем личности в ее цельности. Однако последователи
педагога-новатора этого не учли. Педагоги старшего поколения помнят, как
родилась толстая книга «Примерное содержание воспитания школьников», в которой
но полочкам раскладывались идейно-политическое, нравственное, физическое,
правовое, экологическое и другие «воспитания». Давались абстрактные
характеристики и рядом с ними конкретные формы работы, «мероприятия». И чем
больше от издания к изданию «толстела» книга, тем меньше она работала в школе.
Пропал проект личности, вместо него разворачивалась абстрактная модель «всесторонне
развитой личности», против чего прямо предостерегал А.С.Макаренко.
Сейчас,
когда наше общество и, соответственно, школа находятся на перепутье, особенно
остро ощущается дефицит воспитательной программы. Ясно, что те конкретные
рекомендации, которые конструировал Макаренко в 30-е годы, просто не соответствуют
социально-экономическим условиям страны. Нельзя забывать сформулированного
Антоном Семеновичем требования: «Проектировка личности как продукта воспитания
должна производиться на основании заказа общества».
Настала
пора вернуться к первоисточнику, перечитать, что понимал А.С.Макаренко под
программой личности, и серьезно задуматься над тем, кого мы хотим, и будем
воспитывать сегодня. Педагог не может, не имеет права работать вслепую.
Следующая
концепция замечательного педагога — воспитательный коллектив. Казалось бы,
здесь повезло. Сколько книг написано, сколько методик организации коллективов
сочинено! А между тем и тут мы имели дело со значительным искажением идей
Антона Семеновича. В этом стоит разобраться.
Еще
на заре зарождения макаренковедения была изобретена и пущена в ход звонкая
формула — воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. Можно
согласиться лишь с первой частью — воспитание в коллективе, да и то с большой
натяжкой.
Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педагогов (воспитательный коллектив) по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Но... «воспитание для коллектива»... Большей чепухи Антону Семеновичу