Пользовательского поиска

внимание: «счаст­лив»! Может ли быть поставлена более гуманная задача, нежели воспитать счастливого человека?

Кроме того, Макаренко принадлежит удивительно лаконич­ная, но очень важная формула: «Человек не воспитыва­ется  по частям».

Кажется, Л.Н.Толстой сказал: все великие истины просты.

Вот так просто сформулировал Антон Семенович основной закон развития личности, исходя из которого, он подошел к по­строению общей программы. Она представляет собой предельно лаконичную и в то же время конкретную характеристику лично­сти воспитанника, причем личности в ее цельности. Однако по­следователи педагога-новатора этого не учли. Педагоги старшего поколения помнят, как родилась толстая книга «Примерное содержание воспитания школьников», в которой но полочкам рас­кладывались идейно-политическое, нравственное, физическое, правовое, экологическое и другие «воспитания». Давались абст­рактные характеристики и рядом с ними конкретные формы ра­боты, «мероприятия». И чем больше от издания к изданию «тол­стела» книга, тем меньше она работала в школе. Пропал проект личности, вместо него разворачивалась абстрактная модель «все­сторонне развитой личности», против чего прямо предостерегал А.С.Макаренко.

Сейчас, когда наше общество и, соответственно, школа нахо­дятся на перепутье, особенно остро ощущается дефицит воспи­тательной программы. Ясно, что те конкретные рекомендации, которые конструировал Макаренко в 30-е годы, просто не соот­ветствуют социально-экономическим условиям страны. Нельзя забывать сформулированного Антоном Семеновичем требова­ния: «Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества».

Настала пора вернуться к первоисточнику, перечитать, что понимал А.С.Макаренко под программой личности, и серьезно задуматься над тем, кого мы хотим, и будем воспитывать сегодня. Педагог не может, не имеет права работать вслепую.

Следующая концепция замечательного педагога — воспи­тательный коллектив. Казалось бы, здесь повезло. Сколь­ко книг написано, сколько методик организации коллективов сочинено! А между тем и тут мы имели дело со значительным ис­кажением идей Антона Семеновича. В этом стоит разобраться.

Еще на заре зарождения макаренковедения была изобретена и пущена в ход звонкая формула — воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. Можно согласиться лишь с первой частью — воспитание в коллективе, да и то с большой натяжкой.

Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педаго­гов (воспитательный коллектив) по мере своего развития стано­вится активным и могущественным воспитателем личности. Но... «воспитание для коллектива»... Большей чепухи Антону Семено­вичу

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта