Пользовательского поиска
|
«новых»
и «новейших» педагогических технологий обучения и воспитания (хотя под таким
названием протаскивается часто нечто, никакого отношения к технологиям не
имеющее), особенно важно вооружить молодых учителей и воспитателей
технологической логикой педагогического мышления. Вода чиста у истока —
говорит народ. И знакомство с трудами А.С.Макаренко поможет решить эту задачу.
Но дело не только в этом. Знакомство с макаренковской педагогической логикой
совершенно необходимо еще и для того, чтобы понять и принять систему идей
выдающегося педагога именно как систему.
Не
усвоив концепцию технологической педагогической логики, трудно правильно
оценить и другие идеи Макаренко. Так произошло с его концепцией педагогического
проектирования.
Справедливости
ради следует отметить, что впервые идею программы воспитания выдвинул в
отечественной педагогике еще К.Д.Ушинский. В предисловии к главному труду
своей жизни «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание,
не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм ли, посвященный
богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые
ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы
проезжающие, раззолоченную гостиницу для обирания нерасчетливых
путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум ли для
хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в
жизни не нужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который
не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».
Развивая эту идею, Макаренко разрабатывает стройную концепцию «проектировки» личности. Педагогика, утверждал Антон Семенович, наука целесообразная. Педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру, должны быть трудолюбивыми, честными, образованными людьми. Но кроме этого нужна еще и программа, рассчитанная на конкретного ребенка, предусматривающая полное раскрытие его личных способностей и интересов. Последователи Макаренко о второй программе попросту забыли. Не повезло и первой. Антон Семенович предупреждал, что она должна быть предельно конкретна и точна. Он сформулировал ее в начале 30-х годов предельно просто и ясно: мы желаем воспитать культурного рабочего, дать ему образование, желательно среднее, дать квалификацию... И заканчивал эту характеристику словами: «Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым... способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день». Обратим