Пользовательского поиска
|
разносторонне
образованных неумех. Но такова была сила магической формулы, да еще
подкрепленной многочисленными ссылками на самого Маркса. Ратовали еще и за соединение
обучения с производительным трудом, не задумываясь, можно ли профессионально не
подготовленных детей допускать к труду. Подобных ошибок и по сей час немало в
нашей теории. Кстати, Макаренко не отрицал политехнизма, но это не мешало ему
давать своим воспитанникам по три и больше специальностей на высоком
профессиональном уровне.
Этический
фетишизм. Хрестоматийный пример: наказание — это плохо, потому что «наказание
воспитывает раба», а труд — это хорошо, потому что «труд создал человека». Вот
и сейчас. Рассуждаем мы о технологической логике в педагогике — и уже слышатся
возгласы: «Дети — материал? Это бесчеловечно!» Но если не приписывать словам
какого-то одного узкого значения и посмотреть на дело непредвзятым взглядом,
станет ясно: да, для педагогического производства дети — материал, но материал
особого рода, живые люди, самовоспроизводящие себя в своем поведении и
деятельности. Макаренко, кстати, очень подробно оговаривал использование этою
термина в своих работах, подробно характеризуя новую педагогическую логику.
И
еще одна типичная ошибка.
Уединенное
педагогическое средство. Суть ошибки состоит в том, что какое-то одно
педагогическое средство выхватывается из системы средств и объявляется либо
очень хорошим, либо очень плохим. Оно действительно может быть и тем и иным,
так как абсолютно не срабатывает вне системы средств.
В
свое время «метод проектов» (обучение в процессе решения практических задач)
был объявлен панацеей от всех бед. А потом, убедившись, что он не решает
«всех» задач, его так же безоговорочно объявили методическим прожектерством. И
то и другое плохо. В ряду других методов и метод проектов, и
бригадно-лабораторный метод могут быть полезны и эффективны.
Таковы
некоторые основные положения новой технологической логики, сформулированные
А.С.Макаренко.
Использование
новейших достижений педагогических наук, высокий профессионализм педагогов, что
составляет самую суть педагогической технологии, обеспечивают наиболее
благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, его способностей
и задатков, создают оптимальный психологический климат во взаимоотношениях
воспитателей и воспитанников и на деле реализуют подлинную заботу о
подрастающем поколении, подлинный гуманизм педагогики.
Сейчас, когда мы наблюдаем настоящий бум в процессе творчества и пропаганды