Пользовательского поиска
|
— никакая система воспитательных средств не
может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в
точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;
— всякое средство должно быть педагогически
целесообразным, что проверяется опытным путем.
Надо
сказать, что мы еще только приступили к осмыслению этих постулатов и пока не
научились использовать их при анализе конкретных педагогических фактов. Нам
предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски.
Антон
Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов. Среди них
— «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка или программа
личности», «воспитательный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива»,
«педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива»
«педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспективы» и ряд других.
Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии
осмысления. Но заметим — эти понятия не просто новые наименования для старых
вещей Они — отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий
педагогов, направлений воспитательной работы.
Далее.
Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей
части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как
«требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим
переосмыслением также стоят принципиально новые педагогические решения, новые
подходы к воспитанию.
Переосмысление
и переработка понятийного аппарата педагогической науки, несомненно,
составляет основу педагогической логики Макаренко.
Главный
признак любой технологии можно определить достаточно просто: что задумал в
начале работы, то и получил после ее окончания. И весь опыт А.С.Макаренко
является прекрасным примером того, как поставленные им воспитательные цели
замыслы материализовывались в результате воспитательной работы в живые судьбы
его воспитанников.
В
своих работах Антон Семенович дал и характеристику наиболее типичных ошибок
педагогической логики. Их три: дедуктивное предсказание, этический фетишизм,
уединенное средство.
Кратко
напомним, о чем идет речь.
Дедуктивное предсказание. Долгие годы утверждалось, что для образовательной школы политехнизм — это хорошо, а вот профессионализм — это плохо! В результате наносился огромный ущерб трудовому воспитанию школьников: из них формировали