Пользовательского поиска

  никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;

  всякое средство должно быть педагогически целесообраз­ным, что проверяется опытным путем.

Надо сказать, что мы еще только приступили к осмыслению этих постулатов и пока не научились использовать их при анали­зе конкретных педагогических фактов. Нам предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски.

Антон Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиаль­но новых терминов. Среди них — «педагогическая техника», «ма­стерство», «проектировка или программа личности», «воспита­тельный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива», «педагоги­ческий коллектив», «длительность педагогического коллектива» «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспек­тивы» и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в пе­дагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим — эти понятия не просто новые наименования для старых вещей Они — отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.

Далее. Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыс­лением также стоят принципиально новые педагогические реше­ния, новые подходы к воспитанию.

Переосмысление и переработка понятийного аппарата педа­гогической науки, несомненно, составляет основу педагогиче­ской логики Макаренко.

Главный признак любой технологии можно определить до­статочно просто: что задумал в начале работы, то и получил по­сле ее окончания. И весь опыт А.С.Макаренко является прекрас­ным примером того, как поставленные им воспитательные цели замыслы материализовывались в результате воспитательной ра­боты в живые судьбы его воспитанников.

В своих работах Антон Семенович дал и характеристику наи­более типичных ошибок педагогической логики. Их три: дедук­тивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.

Кратко напомним, о чем идет речь.

Дедуктивное предсказание. Долгие годы утвержда­лось, что для образовательной школы политехнизм — это хоро­шо, а вот профессионализм — это плохо! В результате наносился огромный ущерб трудовому воспитанию школьников: из них формировали

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта