Пользовательского поиска
|
А. С.
Макаренко
Введение
Сейчас,
пожалуй, одной из важнейших задач педагогической науки является объективная
оценка нашего прошлого педагогического опыта, самым значительным явлением
которого является педагогическая система А. С. Макаренко. Вспомним: идеи
Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились
долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать,
что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со
значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря
проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно
судить, как и почему это произошло. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП
(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту
педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего
изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, справедливости
ради следует признать, верно, отмечались недостатки и ошибки в практической
работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание
в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты.
Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории
педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала
«бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы
развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за
пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний
подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на
«избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части
замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.
Целью
работы является рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.
В
задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых
положений в его педагогической теории.
1. Творческий путь А.С. Макаренко
В
30-е годы, некоторые педагоги и деятели народного образования говорили:
«Макаренко хороший практик, но в теории...» И недоуменно пожимали плечами.
Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф.Э.Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без