священный
ритуал, а упреки в элитарности не принимались ими во внимание, ибо в
определении “высоколобые”, как их нередко называли в критике и литературной
среде, для них скрывался особый смысл: этим словом сами они обозначали
человека, который, по словам Вулф, отличается высоким уровнем интеллекта и
способностей, живет в постоянных творческих исканиях; для него идея важнее
жизненного благополучия. К “высоколобым” Вулф относит Шекспира и Диккенса,
Байрона и Шелли, Скотта и Китса, Флобера и Генри Джеймса.
В
1910 г.
в среде “блумсберийцев” появился Р. Фрай, сыгравший важную роль в культурной
жизни Англии тех лет. Он содействовал организации в Лондоне выставок картин
французских импрессионистов и постимпрессионистов (1910 и 1912 гг.). Появление
в выставочных залах британской столицы полотен Мане и Матисса, Ван Гога и
Сезанна было воспринято как дерзкий вызов общепринятым вкусам. Лишь небольшая
часть публики восприняла их искусство как явление значительное и принципиально
новое. Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, была и Вулф. Именно 1910 г. она назвала рубежом,
обозначившим “изменения в английском характере”. Картины Мане и Сезанна она
восприняла как откровения не только в живописи, но и в других видах искусства.
Импрессионизм присущ прозе и самой Вирджинии.
В
1912 г.
Вирджиния Стивен стала женой Леонарда Вулфа, хорошо известного в те годы своими
статьями по вопросам колониальной политики Британской империи. Он был
выпускником Кембриджа, провел семь лет на Цейлоне. Впечатления этих лет
отразились в его книге “Деревня в джунглях”. В доме супругов Вулф установилась
творческая атмосфера, плодотворная для каждого из них. Круг друзей пополнился:
в гостиной Вулф бывали поэты и писатели: Т. С. Элиот, Д. Г. Лоуренс, Э. Бауэн,
С. Спендер, знаток античности Г. Диккинсон. Остроумная, общительная, живо всем
интересовавшаяся, Вирджиния всегда была в центре, притягивала собеседников. В 1917 г. супруги Вулф
основали издательство “Хогарт-Пресс”. Большая доля обязанностей, связанных с
его деятельностью, выполнялась самой Вирджинией.
“Блумсбери” — это особый знак времени, когда на смену
традиционному представлению об искусстве приходило новое, авангардистское.
“Блумсберийцы” были настоящими детьми рубежа веков: сложившиеся на разломе
эпох, лишенные социальных и нравственных ориентиров, современники, а иногда и участники
социальных потрясений эпохи (две революции в России, 1-я мировая война), они
мучительно расставались с ценностями поколения отцов, с тревогой