Пользовательского поиска
|
Мережковский в своем “манифесте” решительно выступает против реализма в литературе. “Преобладающий вкус толпы — до сих пор реалистический”, — пишет он и всячески третирует этот “отсталый”, невежественный вкус. В качестве наиболее яркого отрицательного примера он берет “позитивные романы Золя”. Объясняя их небывалый успех громадной газетной рекламой, Мережковский утверждает, что “в сущности, все поколение конца XIX века носит в душе своей то же возмущение против удушающего, мертвенного позитивизма, который камнем лежит на нашем сердце”.
Мережковскому вторит Бальмонт: “Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты — всегда мыслители. Реалисты охвачены прибоем конкретной жизни, за которой они не видят ничего, — символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна”.
Брюсов так мотивирует устремление к потустороннему миру: “Искусство то, — что в других областях мы называем откровением, создание искусства — это приоткрытие двери в Вечность. Мы живем среди вечной исконной лжи. Мысль, а, следовательно, и наука, бессильна разоблачить эту ложь. Но... есть просветы. Эти просветы — те мгновения экстаза, сверхчувственных интуиций, которые дают иные постижения мировых явлений, глубины, проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину”. Всеми характерными признаками символизма отмечено стихотворение Брюсова “Прощальный взгляд” (типичное для его раннего пера). Конкретные предметы, изображенные в этом стихотворении, заключают в себе какую-то отвлеченную идею и кажутся призрачными.
Я
сквозь незапертые двери
Вошел
в давно знакомый дом,
Как
в замок сказочных поверий,
Постигнутый
волшебным сном.
Сквозь
спущенные занавески
Чуть
проникали тени дня,
И
люстры тонкие подвески
Сверкали
бледно, не звеня.
Я
встретил взгляд без выраженья
Остановившихся
часов.
Полузасохшие
растенья
Стояли
стражей мертвецов.