Пользовательского поиска
|
основными частями». Только из
различных «человеческих групп, из
различных племен возникает государство и из них лишь состоит». Победители
образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих».
Во внутренней и внешней вражде племен
и заключается все дело, а не в чем-то ином.
Именно в племенных, в их взаимной
борьбе, утверждает Л.Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем
признать «главные основные части, действительные краеугольные камни
государства», - в племенах, которые «мало-помалу превращаются в классы и
сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют
государству».
Таким образом, ни общественный
договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные
потребности» или рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из
других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба,
покорение одних племен другими – одним словом, прямое насилие – «вот родители и
повивальная бабка государства» - являются основной причиной, согласно теории
насилия, возникновения данных источников.
При этом насилие рассматривается не
как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное»
явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов»
государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее
далеко идущие социально-экономические последствия.
Какие последствия имеются в виду?
Прежде всего, те, которые ассоциируются с появлением рабства.
Последнее возникает, по мнению
Л.Гумпловича, не в силу, прежде всего, внутренних причин, а затем уже внешних,
как это имеет место в истории, а, наоборот, исключительно в силу воздействия на
общество (племя, народ, нацию) извне, со стороны других сообществ, племен,
народов, в результате войн, порабощения и закабаления одних племен или народов
другими.
Во всех подобных случаях, подчеркивают
сторонники теории насилия, появляется военное превосходство того или иного
народа (племени) на другим – «над жителями завоеванной страны».
При этом ведущиеся войны, с одной
стороны, производят «разрушительные действие», а с другой – в них
обнаруживается и «некоторая положительная, известным образом созидающая
государства сила».