Пользовательского поиска
|
по проблемам социально-политической
теории – «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон»,
«Человек и государство».
Концепция Маритена, как и других последователей неотомизма, построена на
соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном
происхождении государства и права с положениями современной науки: принципами
историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики.
Философ стремился выработать «интегральную» доктрину, открытую для гуманистических
и демократических воззрений современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил
различие между первопричиной социальных институтов (усматривая таковую в Боге)
и реальной детерминацией происходящих в обществе событий.
«Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога», -
писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из вариантов
модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям
высокоразвитого индустриального общества.
Источником естественного закона, согласно концепции, является Бог,
который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет
перед ними моральных обязанностей.
Маритен определял естественный закон как установленные божественным
разумом «универсальные нормы права и долга». Бог – первый принцип естественного
права.
Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей
сопричастности (коннатуральности) божественному разуму. «Личность обладает
абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с
Абсолютом».
Как ревностный католик Маритен был убежден, что верующие полнее и глубже
ощущают веления естественного закона, чем атеисты. В его сочинениях
подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы естественного
права.
Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал,
что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры
и приближения человека к Богу.