Пользовательского поиска
|
Естественно-правовые взгляды берут
свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами
Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных,
справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.
«Закон, - подчеркивал Демокрит, -
стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда
сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только
свидетельство их собственной добродетели».
Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее
популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей
изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных
революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.
Естественно-правовая теория
происхождения права нередко называется в научной литературе договорной теорией
или теорией договорного происхождения права.
Среди политико-правовых концепций XX века особое место занимают учения о
естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и
опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и
американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство,
экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Подобно классическим учениям XVII-XVIII веков, современные
естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом
(законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший
нормативный порядок и называют естественным правом.
Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в
том случае, если они соответствуют
идеальному праву.
Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от
предшествующих трактовок.
По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом
изменились, прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав.
В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об
изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX века
рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника
многообразных общественных связей.